• Занятия с детьми во время самоизоляции



    Как мотивировать ребенка во время самоизоляции и почему важен правильный режим сна - бодрствования


    Многие родители школьников жалуются на то, что в период самоизоляции у детей наблюдается спад мотивации: они неохотно выполняют домашнее задание, их мало что интересует. Некоторые дети, особенно старшеклассники, очень поздно ложатся спать, то есть нарушается режим сна — бодрствования. Как поддерживать у своего ребенка интерес, познавательную активность в такой непростой период? Конечно же, хорошо тем семьям, которые могут сменить обстановку и переехать жить на дачу, где у ребенка появляется множество новых стимулов, он может активно передвигаться, гулять на свежем воздухе. Однако, такая возможность есть далеко не у всех. И тогда родители могут мотивировать ребенка к разным видам деятельности, обогащая среду новыми стимулами. Сейчас то время, когда дети и родители могут находиться в тесном контакте, наладить свои отношения. Попробуйте найти для своих детей новые занятия, помогите им освоить новые виды деятельности, а также развивать старые. Например, девочки могут учиться шить, готовить еду, вышивать, вязать, мальчики помогут родителям что-то починить, сделать ремонт в квартире. Можно совершать с детьми виртуальные путешествия по миру, посещать виртуально музеи и выставки, помогать им с олимпиадными заданиями, участвовать в онлайн конкурсах, проектах. Можно также помогать ребенку развивать его увлечения. Например, если он любит рисовать, можно предложить сделать новые работы и устроить в комнате ребенка небольшую выставку. Кто-то любит петь, сочинять музыку, снимать и монтировать видеоролики. Помогите своим детям раскрыть их таланты и вы почувствуете, как к ним возвращается интерес. Можно вместе решать различные ребусы, головоломки, делать для детей квесты.

    Психолог Л.С.Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития ребенка. Это те умения и навыки, которые есть у ребенка его возраста плюс умения и навыки для более старшего возраста, например, на полгода – год старше. Соответственно все занятия, игрушки, развивающие игры с ребенком должны быть для его возраста плюс немного старше. Когда ребенок с помощью взрослого справляется с более сложными заданиями, его за это хвалят, поощряют, то это является стимуляцией его познавательной активности. Начиная с младшей школы, дети уже могут участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, делать проекты с помощью родителей и преподавателей, и эта деятельность также входит в зону их ближайшего развития и поддерживает мотивацию к учебе. Похвалы, поощрения, подарки также стимулируют ребенка и помогают поддерживать нормальную самооценку, уверенность в себе.

    Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не в его пользу. Например: «Маша уже выучила все буквы, а ты даже азбуку открыть не хочешь». Такие сравнения не мотивируют, а лишь снижают самооценку ребенка и учат его завидовать другим.

    Мотивировать ребенка нужно позитивно, помогая ему строить цели и добиваться их, обсуждать с ним, как это будет здорово, когда у него это получится и помогать ему в этом.

    Мотивация должна быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация – это различные похвалы и поощрения. Она должна быть позитивной, а не негативной в виде угроз и описаний отрицательных последствий. Внутренняя мотивация постепенно формируется у ребенка, когда вы объясняете и рассказываете ему, для чего он учится в школе, как он может использовать полученные знания, обсуждаете с ним поступление в институт, а также рассказываете о разных профессиях. В конечном итоге, у ребенка формируется положительный, привлекательный образ его будущего в виде картинок, звуков и ощущений, который тоже будет его мотивировать к учебе.

    Таким образом, ребенок активно осваивает окружающий мир и когда наступит подростковый возраст и ведущей деятельностью станет общение с группой сверстников, его мотивация к учебе будет сохраняться, он будет чувствовать себя успешным, благодаря своим достижениям. Успешность в реальной жизни также является профилактикой компьютерных зависимостей. Часть детей, которые в реальности чувствуют себя не успешными, погружаются в виртуальную реальность и начинают реализовывать себя в компьютерных играх, зарабатывая в этих играх очки и другие поощрения.

    Не заставляйте ребенка что-то делать, с маленькими детьми любые занятия легко превратить в творчество и интересную игру. Скажите своему ребенку, что мы сейчас с тобой будем играть в интересную игру и начните его учить и хвалить, когда у него это получается. Помогайте ему преодолевать трудные для него задания. Если он наотрез отказывается, попытайтесь заинтересовать и придумайте поощрения. Либо на время можно что-то отложить и заняться другой деятельностью, а потом вернуться к старым заданиям.

    Помните о том, что вы сами является для ребенка наглядным примером. Если вам хочется, чтобы он начал читать, а не сидел в гаджетах, то читайте больше сами, превратите это в ритуал, например, чтение книг перед сном.

    Учите своих детей самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Старайтесь внимательно слушать своего ребенка, сочувствовать его переживаниям, предоставлять ту информацию, которая ему еще не известна, устанавливать рамки и правила, но не стремитесь всегда давать готовые решения. Вместо готовых решений задавайте ребенку вопросы. Например: «Что нам делать с этими разбросанными на полу игрушками?»

    Посмотри: «Твои брюки испачкались, что ты с ними будешь делать?» Ребенок задумается и сам предложит решение. В тот момент, когда ребенок сам находит решения, ответы на

    вопросы, он берет на себя ответственность. Об этом подробнее вы можете прочесть в книге по воспитанию детей авторов Фабер, Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали».

    Если у ребенка нарушился режим сна и бодрствования, он слишком поздно начал ложиться спать в период самоизоляции, то помогите ему постепенно вернуться к нормальному режиму сна, предлагая каждые два — три дня ложиться спать на час раньше. Дети не понимают, почему так важно хорошо высыпаться именно ночью и это нужно им объяснить. С 8 вечера до 4 часов утра во время сна в полной темноте головной мозг человека вырабатывает гормон мелатонин. Зачем людям нужен этот гормон? Во-первых, от него зависит выработка гормона нашего хорошего настроения — серотонина. Также серотонин вырабатывается во время прогулок на солнце и благодаря физическим нагрузкам. То есть во время самоизоляции желательно гулять хотя бы на балконе и делать зарядку, убирать квартиру, то есть заниматься различной физической активностью. Также от гормона мелатонина зависит деятельность головного мозга человека и эндокринной системы, он стимулирует защитные функции иммунитета, замедляет процесс старения организма, помогает справляться со стрессом, регулирует работу сердечно-сосудистой системы и кровяное давление, участвует в работе органов пищеварения. То есть гормоны серотонин и мелатонин крайне необходимы для жизни человека, поэтому ложиться спать детям нужно во время, а также дома нужно создавать ребенку физические нагрузки, выходить на солнце, дышать свежим воздухом. Тогда вы и ваши дети сохраните себе хорошее настроение и необходимый уровень активности и мотивации.


    Reply Follow