При клиническом исследовании хронического вирусного гепатита (ХВГ) отмечается четкая связь между плотностью печени, закругленностью печеночного края и длительностью заболевания, чего нельзя сказать об увеличении ее абсолютных размеров, которые более четко реагируют на обострение гепатита. Болезненность при пальпации увеличенной печени, которую наблюдает большинство исследователей, связывают с воспалительной инфильтрацией печеночной капсулы, богатой на нервные окончания. Но болевые ощущения могут проявляться вследствие нарушений внутрипеченочного крово-и лимфообращения, и быть следствием перигепатита или сопутствующей гепатобилиарной патологии.
Некоторые данные говорят о том, что гепатомегалия, особенно за счет правой доли, является наиболее постоянным, а иногда единственным объективным признаком хронического гепатита. Нужно отметить, что в процессе обследования детей почти не наблюдается при пальпации анатомически неизмененная печень. Плотная консистенция печени бывает у большинства (93,7%) детей с ХВГ-В, особенно при первично-хронической его форме, и у 95,6% больных ХВГ-С, что является доказательством длительности течения гепатита.
Заостряет на себя внимание достаточно слабая выраженность желтушного синдрома, что соответствует лабораторным показателям билирубинового обмена. Эти наблюдения подтверждают данные многочисленных работ, авторы которых выражают мысль об эволюции клинической картины ХВГ у детей, когда наличие желтухи не является обязательным, что особенно типично для первично-хронического течения болезни.
На современном этапе в клинической картине ХВГ на первый план выступают синдром хронической неспецифической интоксикации (бледность кожи, периорбитальный цианоз, признаки астеновегетативных нарушений) и малые печеночные признаки (пальмарная эритема, проявления капилярита). Следует заметить, что изменений со стороны дыхательной и сердечнососудистой систем, специфических для патологии печени, не отмечается. Функциональные нарушения, выявленные у детей в процессе клинического обследования (признаки гипоксии миокарда, функциональные шумы сердца, лабильность артериального давления и др.), расцениваются как следствие токсико-аллергического и нервно-дистрофического влияния эндотоксикоза, клиническим эквивалентом которого является синдром хронической интоксикации.