Не секрет, что для стимуляции продаж компании нещадно эксплуатируют наши базовые потребности. Законом это никак не контролируется, однако, по результатам частных исследований, такие психологические эксперименты над живыми людьми могут приводить к различным расстройствам.
Манипулирование сознательными людьми имеет одну цель – увеличение прибыли. О моральной стороне вопроса маркетологи не задумываются. Между тем западные психотерапевты уже давно для описания определенных нарушений психики ввели термин «синдром распродажи». Купон, сайт скидок, акция – все это действует на людей подобно наркотику.
Люди «подсаживаются» на распродажи очень легко. Последствия этого синдрома на первый взгляд не так уж и ужасны. «И что с того, что я интересуюсь скидками и акциями, — скажут некоторые. - Ведь таким образом я на свою зарплату приобрету больше товаров, чем если буду покупать их по первоначальной цене».
Такое суждение справедливо, и такие проявления синдрома не опасны. Но в наиболее запущенных стадиях человек становится просто одержимым распродажами. Он просто не может не зайти в магазин, на витрине которого объявлена очередная акция. В Интернете он ищет не полезную информацию, даже не развлечения – он заходит на сайт скидок и начинает его придирчиво изучать.
Человек с «синдромом распродажи» нерационально тратит свои средства и время. Он перестает откладывать деньги, а отсутствие накоплений заставляет его держаться за свою работу, даже если она его не вполне устраивает. Отсутствие материального резерва делает его уязвимым для любых перемен: временная потеря заработка в результате болезни или увольнения приводит к нервному срыву.
Нельзя говорить, что скидка – плохо. Но не стоит быть настолько внушаемым, чтобы без критики приобретать любой приглянувшийся товар. Маркетологи свою науку знают, и в магазинах все: обстановка, музыка, окружение, способствуют кратковременному изменению сознания. Спокойно подумав, человек уже вряд ли примет решение о покупке, но в магазинах покупателя склоняют к немедленному приобретению.
Чтобы при упоминании слова «скидка» оставаться в трезвом уме, психологи рекомендуют придерживаться советов.
1. Покупайте только то, что необходимо. Составляйте список покупок перед походом в магазин.
2. Не берите с собой лишние деньги.
3. Увидев товар, который очень хочется купить, «переночуйте с этой идеей». Только если такое же желание покупки на следующий день осталось, товар можно брать.