Здравствуйте, Роман. Чтобы развить память, сделать ее гибкой и подвижной, необходимо заниматься ее тренировкой. Ежедневные тренировки от 20 минут до часа помогут в этом. При этом помните, что продуктивность запоминания меняется в течение дня: память наиболее цепкая и острая между 8-12 часами, затем продуктивность запоминания снижается, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня (примерно к 19 часам). Нужно помнить и о других условиях, способствующих хорошему запоминанию информации. 1. Для запоминания необходимо четко сформулировать цель и установку, в прямой, исключающей отрицание, форме: "Запомнить, позвонить бабушке сегодня в 18 часов". Отрицательные установки плохо воспринимаются нашим мозгом и затруднят их выполнение (что значит "не забыть"?, а что вместо этого? Утвердительной команды "запомнить" в этом отрицании нет). 2. Наличие личного интереса увеличивает вероятность хорошего запоминания (Вы наверняка заинтересованы в получении заработной платы и помните дату ее получения. Установка звучит примерно так "Получить зарплату числа", а не "Не оставить зарплату в кассе"). 3. Придавайте запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства, соответствующие полученной информации. 4. Непременным условие хорошего запоминания является понимание того, что нужно запомнить. Хорошо запоминается лишь то, что хорошо понятно и представляемо. 5. Получая новые знания (материал, информацию) интегрируйте их в уже имеющуюся систему знаний (отношений), сравнивайте со старым, прошлым опытом. 6. В момент запоминания важна собственная психическая активность, которая проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении, группировке получаемого материала. 7. Наиболее целесообразно сблизить момент первичного восприятия информации с моментом первого воспроизведения (повторения). Для этого хорошо подходит систематизация полученной информации, представление ее в виде схемы, опорных сигналов, проговаривания вслух или/и про себя. Например, Вы получаете ряд мелких или не очень мелких поручений, заданий от своего шефа. Во время получения информации зафиксируйте свое отношение к каждой части общего задания, проясните все неясности и нюансы, повторите самому руководителю, как Вы поняли задание (это, плюс к запоминанию и уже воспроизведению запомнившегося, позволит тут же прояснить точность понимания задания). Вернувшись на свое рабочее место, систематизируйте полученную информацию: составьте схему своих действий, поставьте перед собой цели, которых Вы должны достичь, определите предполагаемые результаты и сроки их получения. Не стремитесь дословно воспроизвести полученный материал, закодируйте его или проассоциируйте с какими-либо образами, ситуациями, событиями. Наметьте для самого себя срок контроля за исполнением (к примеру, каждое утро рабочего дня можно начинать с того, чтобы делать отметку о выполненном). Лучший помощник памяти дисциплинированность и организованность. Кроме того, память напрямую зависит от внимания, т.к. процесс усвоения и воспроизведения информации зависит именно от внимания человека, точнее от концентрации внимания на запоминаемом материале. Для полной уверенности в нормальном развитии этих мыслительных процессов Вы можете пройти их диагностику (это можно сделать в любом психологическом центре или кабинете). При наличии отклонений от нормы и отсутствии патологии развития оба процесса поддаются коррекции. Что касается медикаментов улучшающих работу головного мозга (такие, конечно же, есть), то в этом вопросе Вам лучше проконсультироваться с врачом-психотерапевтом или невропатологом.