Если вы сомневаетесь в том, что ребенок говорит вам правду, смотрите главу 1."Определение и диагностика насилия".
Как правило, в последствии у жертвы возникает чувство вины. Чувство вины с одной стороны может являться симптомом депрессии, с другой стороны может быть связано с эгоцентризмом ребенка, считающим себя причиной происшедшего. Например, если отец оставил семью, ребенок может заключить в своей голове, что его плохое поведение тому причиной, и соответственно будет испытывать вину.
Кроме того, если вы имеете дело с жертвой сексуального или физического насилия, то вы сталкиваетесь со многими культурными стереотипами. Например, в некоторых культурах физические наказания до сих пор считаются нормой воспитания. А в случае сексуального насилия, девушку могут обвинить в том, что на ней было слишком вызывающее платье, что нельзя так поздно вечером ходить одной или в чем-то еще. Знакомые и соседи станут перешептываться, делать укоризненные взгляды и считать, что она сама во всем виновата или во всяком случае ее поведение было провоцирующим. В противовес мнению обывателя ваша позиция в отношении жертвы должна быть однозначной. Чтобы справиться с чувством вины, необходимо убедить жертву, что ответственность за случившееся лежит на обидчике. В конце концов, девушка вышла на улицу не голой, а одетой в соответствии с модой и уж так сложились обстоятельства, что она шла одна поздно вечером. Я считаю, что нужно бороться не со своими детьми, заставляя возвращаться их домой не позже 9 часов вечера, а с людьми, создающими угрозу насилия. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне и поддержите его в любой ситуации.
Вам необходимо просветить его в отношении юридических и человеческих прав (Глава 6 "Оказание правовой помощи"). При этом не следует путать эти два аспекта. Например, может быть по-человечески жалко психически неуравновешенного насильника и можно видеть в нем слабое ничтожество, но это не избавляет человека преступившего закон от несения за это ответственности. Вы можете пытаться договориться с ним по-хорошему, например компенсировать моральный и физический ущерб в денежном эквиваленте или же идти по юридическому законодательному пути. Но нельзя делать то и другое одновременно.
Когда ваш ребенок избавится от чувства вины, вы просите его сделать выводы из случившегося, например, в будущем быть осторожнее с незнакомыми мужчинам, отвечать отказом на сомнительные приглашения, возвращаться домой во время. Заметьте, что эти предложения сформулированы утвердительно, в них нет приставки "не " – не гуляй поздно, не доверяй незнакомым, не принимай предложения… На слух эта приставка обычно, теряется и ребенок слышит совсем другое руководство к действиям: гуляй, доверяй, принимай… Поэтому ваши предложения и указания лучше формулировать в утвердительной форме.
Вместе с ребенком вы можете обсудить, какие предложения могут быть сомнительными, проиграть различные ситуации, в которых он может оказаться и как в таких случаях лучше себя вести. Например, существуют две реакции жертвы на насилие: некоторые застывают, цепенеют как в кошмарном сне, становятся покорными, другие наоборот активно сопротивляются, кричат, пытаются убежать. Последний вид поведения – активное сопротивление правильный. Это особенно актуально, когда ситуации насилия повторяются.
Умение постоять за себя, чувство защищенности – это первый шаг в создании у ребенка чувства уверенности и самоуважения. И если вы сможете научить этому своего ребенка, то риск повторного инцидента будет минимальным. p>Вы должны помочь ребенку вернуть уважение и любовь к своему телу. Вы можете искренне говорить о его привлекательной внешности, делать небольшие комплименты. Необходимо будет, открыто поговорить о том насколько различаются интимные отношения между мужчиной и женщиной от сексуального насилия, с какой теплотой, заботой, любовью могут относиться друг к другу возлюбленные.
Нужно иметь в виду, что вам будет сложно самостоятельно справиться с травмой, которая сопровождается сильной эмоциональной реакцией, а также с психологическими травмами, произошедшими давно или повторяющимися на протяжении длительного периода времени. Здесь нужна помощь специалистов – психолога или психотерапевта.
Подробнее смотрите проект "Оказание помощи жертвам насилия".