• Оказание помощи детям - жертвам насилия

    • 1. Определение и диагностика насилия

      Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

      Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

      Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [1].

      Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .

      Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

      1. Физическое насилие
      2. Пренебрежение
      3. Сексуальное насилие
      4. Психологическое жестокое обращение

      Определения видов жестокого обращения с детьми

      Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

      1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
      2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
      3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].
      4. Психологическое насилие:
        • Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
        • Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].

      В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

      У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

      1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие) .
      2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].
      3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

      Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

      Возраст 0 - 6 месяцев:

      • малоподвижность
      • безразличие к окружающему миру
      • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
      • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев
      Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:
      • боязнь родителей
      • боязнь физического контакта со взрослыми
      • постоянная беспричинная настороженность
      • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
      • испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

      Возраст 1, 5 - 3 года:

      • боязнь взрослых
      • редкие проявления радости, плаксивость
      • реакция испуга на плач других детей
      • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

      Возраст 3 года - 6 лет

      • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
      • пассивная реакция на боль
      • болезненное отношение к замечаниям, критике
      • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
      • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
      • негативизм, агрессивность
      • лживость, воровство
      • жестокость по отношению к животным
      • склонность к поджогам

      Младший школьный возраст:

      • Стремление скрыть причину повреждений и травм
      • одиночество, отсутствие друзей
      • боязнь идти домой после школы
      • Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

      Подростковый возраст:

      • побеги из дома
      • суицидальные попытки
      • делинквентное поведение
      • употребления алкоголя, наркотиков [7].

      Сексуальное насилие

      Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

      В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1) .

      Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

      1. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения (1) .
      2. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. (2) .

      Виды сексуального насилия

      1. Инцест
      2. Сексуальное соблазнение
      3. Сексуальное нападение
      4. Изнасилование
      5. Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции
      6. Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

      Диагностические критерии для сексуального насилия

      Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

      Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. (1) .

      В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся

      ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин) .

      ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

      3-4 года

      1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
      2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.
      3. Поведение ребенка становится сексуальным
      4. Периодические ночные кошмары
      5. Энкопрез и энурез
      6. Нарушения сна
      7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.
      8. Регрессивное поведение.

      4-6 лет

      1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.
      2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.
      3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми
      4. Псевдовзрослое поведение
      5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
      6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится) .
      7. Нарушения сна
      8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
      9. Устраивает поджоги.
      10. Регрессивное поведение
      11. Соматические жалобы.

      6-8 лет

      1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
      2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.
      3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
      4. Внезапное ухудшение успеваемости
      5. Не может найти друзей
      6. Никому не верит
      7. Не может сконцентрировать внимание

      8-10 лет

      1. Сексуальные игры навязчивого характера
      2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
      3. Нерегулярное посещение школы

      10-12 лет

      1. Социальный уход
      2. Агрессия по отношению к сверстникам
      3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.
      4. Внезапное ухудшение успеваемости
      5. Никому не верит
      6. Не может сконцентрировать внимание
      7. Часто прогуливает школу.
      8. Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
      9. Начальные признаки клинической депрессии.

      12-18 лет

      1. Симптомы клинической депрессии
        • нарушения сна
        • суицидальные наклонности
        • изоляция от окружающих
      1. Побеги из дома
      2. Промискуитет
      3. Асоциальное поведение
      4. Не участвует в школьных мероприятиях
      5. Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
      6. Совершение преступлений.

      Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие :

      • нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
      • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
      • постоянное сверхкритичное отношение к нему;
      • негативная характеристика ребенка;
      • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
      • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
      • открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

      Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

      1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.
      2. В сообщаемой истории имеются противоречия.
      3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом) .
      4. Существует история повторных подозрительных повреждений.
      5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.
      6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.
      7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.
      8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.
      9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.
      10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [8].

      Определение злоупотребления в отношении детей

      Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

      1. причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,
      2. создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,
      3. совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].

      Определение плохого обращения с детьми

      1. Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;
      2. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:
        • недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;
        • недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;
        • причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;
        • использование наркотиков или применение наркотических средств;
        • использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;
        • любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].
      1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

      Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

      Следующая страница

      Мартынова Ольга Сергеевна