• Оказание помощи детям - жертвам насилия

    • 2. Факторы риска для жестокого обращания с детьми

      Психологические факторы риска для родителей

      Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности [8].

      В. Стил [8] подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

      Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [8].

      Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. По данным Табанова М. П. [32] среди насильников наиболее часты психопаты - 49, 7 %, олигофрены - 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63%.

      Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции) .

      Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами [2].

      Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение.

      А. Басс [2] указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

      1. частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен,
      2. частое достижение успеха агрессией,
      3. культурные и субкультурные нормы,
      4. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

      По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения (Ениколопов С. Н.) .

      Типы сексуального насилия в семье

      1. ОТЕЦ - ДОЧЬ.
        • Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина.
        • Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса.
        • Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.
        • В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.
      1. ОТЕЦ - СЫН.
        • Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом.
        • Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации.
        • Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.
      1. МАТЬ - СЫН.
        • Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют:
          • -Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина.
          • -Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

      Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия.

      В (2) отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

      Дети в роли обидчиков

      Олвеус [3] дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков:

      1. Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье.
      2. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам.
      3. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки.
      4. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

      Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения "ломающего правила" [7].

      Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [3].

      Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах [7].

      Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. Далее, в противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими [3].

      Итак, признаки обидчика:

      • Дразнит, высмеивает, толкает
      • Физически сильнее, чем сверстники
      • Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими
      • Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный
      • Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим
      • Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.)
      • Отставание от сверстников по количеству оконченных классов [3].

      Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности [32].

      Психологические факторы риска ребенка

      Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны.

      Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении требуют за собой специального ухода, что может раздражать их родителей. Эти дети занимают большое место в статистике физического жестокого обращения [8].

      Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения [8].

      Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью [8]. Такое поведение можно расценивать как провоцирующее.

      Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны [3].

      Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой [3].

      Итак, черты жертвы:

      • Подвергается высмеиванию
      • Подвергается толчкам, пинкам
      • Попадает в драки, которых старается избежать
      • Его вещи отнимают или уничтожают
      • У него наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда
      • Исключается из групп сверстников
      • Выбирается для игр последним
      • Держится вблизи от учителя [3].

      Психологические факторы риска подростков

      Повышенная виктимность подростков, прежде всего, объясняется их физиологическими, психологическими и социальными особенностями, определяющими большую вероятность для них стать объектом посягательства. К этим особенностям, создающим большую уязвимость подростков относятся:

      1. Чувства неравенства и несправедливости, которые возникают из-за того, что одни подростки развиваются более ускоренно в этот период, а другие с некоторым опозданием.
      2. Беспомощность из-за того, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но в тоже время он не стал еще взрослым человеком. Физиологическое развитие в этот период намного опережает способности, возможности и готовность подростка вступать в более взрослые отношения [32].
      3. С одной стороны взрослые предъявляют к подростку повышенные требования, видя в нем более взрослого человека, с другой стороны - не разрешают ему поступать как взрослому. Отсюда появляется взаимное недоверие родителей и ребенка.
      4. Недоверие со стороны взрослых. Если с подростком что-то случится, ему могут не поверить.
      5. Большее доверие сверстникам, чем взрослым. Подражание поведению определенных групп, являющихся в этот период большим авторитетом, чем родители.

      Воздействие среды

      Существует ряд средовых системных факторов, которые влияют на развитие притесняющего поведения у молодых людей. К ним относятся патологические особенности родителей, антисоциальное поведение в семье, недостаток семейных ресурсов, которые давали бы родителям время и энергию эффективно взаимодействовать со своими детьми. Супружеские конфликты, родители-одиночки, низкие доходы или плохое соседское окружение, социальные нормы, которые допускают агрессию и насилие, - все может способствовать развитию притесняющего поведения, хотя следует указать, что не во всех семьях с такими нарушенными моделями поведения, которые были описаны выше, дети отличаются склонностью к насилию [3].

      Таким образом, все перечисленные факторы, способствуют уменьшению заботы о ребенке и созданию личности, которая в одних ситуациях является жертвой (когда есть кто-то, кто сильнее) и в других ситуациях - обидчиком (когда есть кто-то, кто слабее) .

      Следующая страница

      Мартынова Ольга Сергеевна