• Оказание помощи детям - жертвам насилия

    • 5. Пути реабилитации
      • 5.1. Основные принципы реабилитации

        Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь [8].

        Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения.

        • Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка.
        • Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии.

        Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.

        • Лечение должно соответствовать этапам развития.
        • Лечение должно учитывать уровень развития.

        Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка [8].

        Главная цель терапии детей - жертв насилия - помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением [8].

        Задачи реабилитации в отношении родителей:

        • ликвидировать или уменьшить внешние стрессы
        • облегчить психологические удары социальных факторов по родителям
        • снизить требования, предъявляемые к матери до того уровня, на котором она может их выполнять, поместив ребенка в дневной стационар или приют
        • обеспечить эмоциональную поддержку, сочувствие, симпатию, стимуляцию. Дать инструкции по уходу за ребенком. Оказать помощь в обучении планированию и способности удовлетворять требования ребенка (поддерживающая работа). Снять или уменьшить внутренние психические конфликты родителей (психотерапия) .

        Некоторые принципы работы психолога с жертвой сексуального насилия:

        • Терапевту необходимо осознать свои собственные представления о причинах насилия.
        • Терапевт должен для себя решить, кто несет ответственность за насилие.
        • Терапевт солидарен с жертвой.
        • Избавление жертвы от мифов относительно сексуального насилия.
        • Помощь ей в обретении власти и контроля над своей жизнью.

        Отечественные специалисты отмечают, что специфика случаев насилия предполагает, что часто помощь должна быть оказана немедленно. При этом традиционные психотерапевтические направления имеют ряд ограничений.

        1. Когнитивная работа с мыслями
        2. Создание у ребенка нескольких вариантов выбора поведенческих реакций, т. к. прежний опыт неадекватен.
        3. Работа в сенсорных системах памяти, изменение постстрессовых параметров поведения "изнутри".
        4. Контроль успешности психотерапевтической работы.
        5. Проведение работы по устранению травматического события до конца.

        Следующая страница

        Мартынова Ольга Сергеевна