Организация помощи должна осуществляться группой специалистов (социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед). На этап диагностики первичную беседу целесообразно проводить психологу или психотерапевту. Специалист, проводящий первичное обследование должен хорошо ориентироваться в посттравматических стрессовых расстройствах и уметь купировать острые аффективно - личностные реакции.
Диагностика направлена на:
Выявление злоупотребления или пренебрежения детьми
Диагностику последствий насилия для развития ребенка:
диагностику познавательной сферы личности,
диагностику эмоционально-личностных отношений,
диагностику акцентуаций характера и психических отклонений.
Клиническое интервью с ребенком, пострадавшим от сексуального насилия
Исследование соматического состояния: энурез, энкопрез, нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в области живота, тошнота и др..
Исследование психического состояния. Рекомендуется начинать этот этап интервью с обсуждения нейтральных тем, не связанных с травмирующей ситуацией. Это может быть школа, отношения с друзьями, увлечения и т. д. Затем следует перейти к дому и семье: где и с кем ты живешь, большая ли у тебя комната, как ты планируешь день, есть ли у вас с родителями совместные занятия и т. д. Потом можно поговорить о чувствах: что тебя делает счастливым? Что происходит, когда тебе грустно?
И лишь после того, как сформирована атмосфера доверия и безопасности, можно переходить к вопросам, связанным с возможным (перенесенным) насилием: Что-нибудь плохое с тобой происходило? А было ли так, что с тобой делали что-то, что тебе не нравилось? Можно использовать на этой стадии проективные картинки или рисование для выяснения обстоятельств (особенно с дошкольниками и младшими школьниками). Как правило, тестирование во время первой встречи не проводится. Если у консультанта возникают подозрения в серьезных когнитивных или аффективных нарушениях, тогда назначается тестирование.
Важно помнить, что данная схема имеет относительный характер: в процессе интервью консультант должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Следует придерживаться тактики "мягкого ведения", максимально заботясь о безопасности ребенка.
Оценка функционирования ребенка
Многие авторы отмечают, что важно знать, какой эффект произвело на ребенка сексуальное насилие, когда оно произошло, кем по отношению к ребенку является насильник, какие способы используются ребенком, чтобы справиться с переживаниями, какие у него неправильные представления о насилии, есть ли симптомы психотравматического стресса. Необходимо также выделить следующие факторы:
характер взаимоотношений между ребенком и правонарушителем
частота и длительность сексуальных злоупотреблений
методы склонения ребенка к акту насилия -
наличие или отсутствие сексуального проникновения
влияние других возможных видов жестокого обращения на реакцию ребенка на сексуальное насилие
особенности раскрытия факта сексуального злоупотребления
оценка семейного взаимодействия и поддержки, оказываемой ребенку
культурологический контекст
Для такой предварительной оценки зарубежными авторами [8] разработана специальная стратегия опроса и оценки психопатологических симптомов, так называемая Модифицированная оценка травмы, которая включает следующие разделы:
Информация о происхождении.
Оценка психопатологических симптомов.
Оценка взаимоотношений.
Оценка развития.
Оценка ситуации насилия.
Итоги и цели лечения.
Диагностика познавательной сферы
Диагностика познавательной сферы личности производится в ходе беседы с психологом с использованием тестов:
на память: запоминание 10 - 5 слов [34], память на числа (зрительная) [18]
на внимание: избирательность внимания, таблицы Шульте [34], слуховое внимание, запоминание слов и предложений, распутывание линий, запоминание предметов на столе [18], проба Когана на распределение признаков.
На интеллект: классификация предметов [34], выделение существенных признаков [18], четвертый лишний [34], пиктограмма [34], матрицы Равена [18], тест интеллектуальной энергии [20], смысл пословиц и метафор [34], простые аналогии [34], сравнение понятий [34], опросник на магическое мышление (MIC) .
Диагностика эмоционально - личностных отношений
Особенности эмоционально-личностных отношений ребенка выясняются в беседе с родителями, во время проведения различных игровых методов и с помощью ряда тестов:
шкала самооценки [20]
тест Люшера [22]
тест ЦТО (Цветовой тест отношений) [20]
Несуществующее животное [18]
Незаконченные предложения [18]
тест Кеттела для подростков [19]
Тигр [20]
Дом - дерево - человек [23]
Рисунок семьи [23]
Если бы я был… [24]
Прояснение ценностей [24].
Диагностика акцентуаций характера и психических отклонений в развитии личности ребенка
Длительное воздействие стрессогенных факторов, а также степень запущенности проблем ребенка, пренебрежение его потребностями и отвержение, приводят к нарушениям в его психической сфере, отклонениям в развитии и формировании личности, и различных способностей индивида. Эти отклонения можно выявить в общении с ребенком, а также, используя следующие тесты:
Шкала Тревоги [18]
Шкала депрессии [18]
MMPI (для подростков) [25]
Набор нейропсихологических методов [21]
Таким образом, после первичного этапа - диагностики, выделяются ведущие "мишени" для долгосрочной психолого-коррекционной работы и реабилитационной помощи.
Результатом первичного обследования является оценка ведущих проблем ребенка и установление с ним и членами его семьи доверительных отношений. В установлении доверительного контакта большое значение имеют: во-первых, достаточно полное информирование ребенка, несмотря на его возраст, о целях работы и ожидаемых результатах, которых должен добиться он сам при помощи специалистов; во-вторых, включение эмоционально значимых для ребенка лиц - матери, бабушки, других родственников в совместную работу с ним.