1. Термин местоимение используется для обозначения слов этого класса не случайно: во многих контекстах они используются буквально вместо имени. Приведите примеры таких контекстов, объясните, чем обусловлено употребление в них местоимений и вместо каких именно имен они используются. Придумайте примеры контекстов, в которых местоимения употребляются не в соответствии с буквальным значением внутренней формы этого термина. Как именно они используются?
2. Охарактеризуйте предложения как простые или сложные, укажите количество частей в сложных предложениях. Укажите на трудности, которые возникают при классификации, и объясните принятое вами решение.
а) Что касается до нее, то она по-прежнему постоянно живет в Париже. (Тургенев)
б) Хотите быть уверены в завтрашнем дне - приходите к нам работать. (Объявление в троллейбусе)
в) Я и сам бы сейчас с удовольствием на балкончике чайку попил, вместо того чтобы здесь вариться. (Булгаков)
г) Нет ничего, и ничего не было! Вон чахлая липа есть, есть чугунная решетка, а за ней бульвар. (Булгаков)
д) Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения. (Толстой)
е) В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. (Толстой)
ж) Да ведь она начала с того, что пожила, и в свое удовольствие пожила. (Тургенев)
з) Что подумали, что почувствовали оба? (Тургенев)
и) В центре лаборатории стоял автоклав, в углу - другой, побольше. (Стругацкие)
к) Выяснилось, что в бюро иностранцев ни о каком Воланде, равно как и Фаланде, ровно ничего не слыхали. (Булгаков)
3. Сравните следующие пары слов:
доброжелательный - доброжелатель
экстремальный - экстремист
информировать - информатор
покровительствовать - покрывать
Можно ли считать члены этих пар однокоренными? Установите закономерность, объединяющую все эти пары. Укажите различия между ними. Обоснуйте свой ответ.