Здравствуйте, Лена! Болшое спасибо за письмо! На мой взгляд Вы и правы, и не правы. Конечно, это бесспорно - если девочке не с кем играть, то даже при отличном знании языка в садик ей вряд ли будет хотеться туда ходить. Но, насколько я понимаю, проблема была в то, что девочка с большим трудом привыкала к новой обстановке, и очень боялась, что родители ее бросят и больше за ней не придут. И эту нервозность еще усугублял непонятный язык, на которым говорят ВСЕ вокруг нее. Я недаром это подчеркиваю - ведь в вашем примере Вы были на родине, и все вокруг Вас говорили на родном языке, который Вы прекрасно понимали. А вот девочка, с которой Вы дружили, таким образом была вынуждена учить незнакомый ей язык - и вряд ли вы знаеете, как она это все воспринимала. И еще одно отличие - 1.5 года - это не 4-5 лет, в этом возрасте дети гораздо труднее адаптируются к незнакомой обстановке, тем более девочка вообще первый раз пошла в садик, и это после расставания с любимыми бабушкой и дедушкой.. Но, мне кажется, было бы полезно, если бы Вы написали Елене свои мысли по этому поводу.