• Здравствуйте! Пишет Вам мама 6-летней дочери. Прочла очень интересную статью по психологии (я подписана на рассылку), и не могла не написать. Дело в том, что…

    • Уважаемая Елена. Из того, что Вы описали можно сделать вывод, что основной проблемой является отсутствие единой воспитательной линии, что обостряет не только в…

      Уважаемая Елена.
      Из того, что Вы описали можно сделать вывод, что основной проблемой является отсутствие единой воспитательной линии, что обостряет не только внутрисемейные отношения, но и осложняет процесс формирования личности ребенка. Поэтому объектом воздействия сначала должны выступать взрослые, участвующие в воспитании ребенка, т.к. от их согласованности зависит путь развития ребенка. Уже сейчас можно сказать, что девочка испытывает определенные трудности в адаптации к окружающему миру. Ее повышенная тревожность, неумение строить отношения со сверстниками, скорее всего, свидетельствуют о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к различным социальным ситуациям.
      Для расширения контактов со сверстниками Вы можете организовать и провести несколько домашних детских праздников. Они помогут Вашему ребенку в игровой форме получить необходимые навыки общения с другими детьми, научат ее простым правилам взаимоотношений со сверстниками. Домашняя комфортная обстановка поможет Вашей дочке чувствовать себя уверенно и спокойно справиться с затруднениями, которые она испытывает сейчас во время общения с ребятами.
      На формирование мнения ребенка о себе как о личности оказывают влияние оценки значимых взрослых, которые окружают малыша и включены в его жизнь.
      Поэтому очень важно, чтобы взрослые, участвующие в воспитании придерживались единых требований и не входили в противоречие друг с другом по этим вопросам. Непоследовательное отношение родителей к ребенку и отсутствие единства требований в воспитании негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей. В тех случаях, когда отец говорит одно, а мать - другое, когда родители строго запрещают что-то малышу, а дедушка ("Только по секрету от них!") разрешает, добра не жди. Ребенок привыкает лавировать, играть на "слабых струнах" взрослых, у него не складывается никакого отчетливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, - напротив, в нем постепенно крепнет убеждение: нет ничего безусловного, просто надо знать, кому что говорить, у кого что просить, на кого "ориентироваться".
      Когда говорят о единстве требований в семье, то это не обязательно означает одинаковость слов и назиданий, с которыми обращаются к ребенку старшие. Тут очень важно и другое - сама атмосфера семейного коллектива, не допускающая разночтения в важных вещах, единое семейное мнение (которое может, разумеется, выражаться на свой лад мамой или папой, бабушкой и старшим братом). "В нашей семье не принято обманывать", - эта дружная и недвусмысленная позиция всех членов семьи, семейного коллектива может и не растолковываться ребенку, не объясняться. Просто вот так есть, и это коллективное требование как бы само собой направляет в желательную сторону ребенка.
      Вы должны приложить максимум усилий, чтобы убедить бабушку и дедушку действовать в унисон с Вами (потому что Вы основной воспитатель, определяющий тактику и стратегию всего процесса). Возможно, Вам самой стоит пересмотреть некоторые позиции, которые вызывают особое недовольство Ваших родителей, может быть, в их требованиях действительно есть рациональное зерно. В любом случае, вы должны исходить из интересов ребенка и ориентироваться на то, чтобы дочь испытывала как можно меньше стрессовых ситуаций в семье. Однако это не значит, что нужно во всем потакать ребенку. Достаточно выработать единые требования и всем взрослым быть последовательными в их предъявлении.
      Что касается ее ревности, желания быть первой, некоторых страхов это возрастные особенности. Все это можно и нужно в доступной форме объяснить ей с точки зрения устройства мира и взаимоотношений в нем.
      Бирючкова Людмила Борисовна