Уважаемая Елена. Из того, что Вы описали можно сделать вывод, что основной проблемой является отсутствие единой воспитательной линии, что обостряет не только внутрисемейные отношения, но и осложняет процесс формирования личности ребенка. Поэтому объектом воздействия сначала должны выступать взрослые, участвующие в воспитании ребенка, т.к. от их согласованности зависит путь развития ребенка. Уже сейчас можно сказать, что девочка испытывает определенные трудности в адаптации к окружающему миру. Ее повышенная тревожность, неумение строить отношения со сверстниками, скорее всего, свидетельствуют о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к различным социальным ситуациям. Для расширения контактов со сверстниками Вы можете организовать и провести несколько домашних детских праздников. Они помогут Вашему ребенку в игровой форме получить необходимые навыки общения с другими детьми, научат ее простым правилам взаимоотношений со сверстниками. Домашняя комфортная обстановка поможет Вашей дочке чувствовать себя уверенно и спокойно справиться с затруднениями, которые она испытывает сейчас во время общения с ребятами. На формирование мнения ребенка о себе как о личности оказывают влияние оценки значимых взрослых, которые окружают малыша и включены в его жизнь. Поэтому очень важно, чтобы взрослые, участвующие в воспитании придерживались единых требований и не входили в противоречие друг с другом по этим вопросам. Непоследовательное отношение родителей к ребенку и отсутствие единства требований в воспитании негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей. В тех случаях, когда отец говорит одно, а мать - другое, когда родители строго запрещают что-то малышу, а дедушка ("Только по секрету от них!") разрешает, добра не жди. Ребенок привыкает лавировать, играть на "слабых струнах" взрослых, у него не складывается никакого отчетливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, - напротив, в нем постепенно крепнет убеждение: нет ничего безусловного, просто надо знать, кому что говорить, у кого что просить, на кого "ориентироваться". Когда говорят о единстве требований в семье, то это не обязательно означает одинаковость слов и назиданий, с которыми обращаются к ребенку старшие. Тут очень важно и другое - сама атмосфера семейного коллектива, не допускающая разночтения в важных вещах, единое семейное мнение (которое может, разумеется, выражаться на свой лад мамой или папой, бабушкой и старшим братом). "В нашей семье не принято обманывать", - эта дружная и недвусмысленная позиция всех членов семьи, семейного коллектива может и не растолковываться ребенку, не объясняться. Просто вот так есть, и это коллективное требование как бы само собой направляет в желательную сторону ребенка. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы убедить бабушку и дедушку действовать в унисон с Вами (потому что Вы основной воспитатель, определяющий тактику и стратегию всего процесса). Возможно, Вам самой стоит пересмотреть некоторые позиции, которые вызывают особое недовольство Ваших родителей, может быть, в их требованиях действительно есть рациональное зерно. В любом случае, вы должны исходить из интересов ребенка и ориентироваться на то, чтобы дочь испытывала как можно меньше стрессовых ситуаций в семье. Однако это не значит, что нужно во всем потакать ребенку. Достаточно выработать единые требования и всем взрослым быть последовательными в их предъявлении. Что касается ее ревности, желания быть первой, некоторых страхов это возрастные особенности. Все это можно и нужно в доступной форме объяснить ей с точки зрения устройства мира и взаимоотношений в нем.