• Мартынова Ольга Сергеевна Влияние разных типов мышления на взаимопонимание в супружеских парах
    • Мартынова Ольга Сергеевна Три типа мышления по методу НЛП

      Три типа мышления по методу НЛП

      Мартынова Ольга Сергеевна
      В НЛП (нейро-лингвистическом программировании) выделяются три основных типа мышления, на основании сенсорных систем человека: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), сенсорный, чувствующий (кинестетический). В зависимости от предпочитаемого, "любимого" способа мышления происходит условное деление на визуалов (людей, предпочитающих думать с помощью зрительных образов), аудиалов (это те, кто основывает свой опыт на слуховых образах) и кинестетиков (людей, думающих с помощью чувств, интуитивно). При этом каждый человек, обладая пяти органами чувств, имеет в своем опыте, как зрительные образы, так и слуховые, кинестетические, обонятельные и осязательные. Однако одна или две системы могут являться ведущими. Они называются репрезентативными. Как это определить?

      Попробуйте представить себе кинестетика: человек полагается в основном на свою интуицию, для него является нормой тактильный контакт с другими, то есть он легко может вас обнять, дотронуться, пожать руку. Разговаривает он чаще глубоким, низким, грудным, приглушенным голосом. Темп речи: медленный с паузами. Он имеет яркий цвет лица, румянец. Мускулы чаще расслаблены, глубокое дыхание животом. Для кинестетика важно, чтобы окружающая обстановка и одежда были уютными, комфортными. Он может не заметить бардака в своей комнате. Чтобы он заметил грязную постель, нужно подсыпать в нее крошки еды, чтобы он их ощутил. Соответственно ему не очень важен внешний вид, он не гонится за модой. Это такой основательный тип людей, которые долго и тщательно все продумывают. Кинестетик долго не может что-то запомнить или понять, но раз запомнив, не забудет об этом никогда. Он склонен к более глубоким контактам с людьми. Для него большими ценностями являются чувства, телесный комфорт. Можно определить кинестетика по его высказываниям, глаголам, которые он чаще всего употребляет в речи. Например: "Погода мне кажется отвратительной. Я плохо себя здесь чувствую. День такой промозглый".

      Дети, как правило, являются кинестетиками, они познают окружающий мир на ощупь и вкус, и только к школе у них начинают развиваться другие способы мышления. Известно, что школьная программа построена на слуховом и зрительном восприятии учебного материала, информации, и никак не учитывается тактильный контакт с ребенком-кинестиком. Те школьники, которые не могут сразу привыкнуть к такой форме подачи материала, учатся плохо.

      Психологами было также замечено, что при взгляде вниз вправо, человек, как правило, вспоминает собственные чувства, ощущения (" К" - на рис. 1). Эти наблюдения были подтверждены также исследованиями головного мозга. В зависимости от того, куда направлен взгляд человека, он может представлять себе зрительные, аудиальные или кинестетические образы.

      Семейные и межличностные отношения. Три типа мышления по методу НЛП
      Если Ваш взгляд направлен вправо вверх, то, скорее всего, Вы конструируете зрительные образы ("Вк" - на рис.1). Если - влево вверх, то Вы извлекаете из памяти зрительные картинки ("Вп" - на рис.1). Аудиалы смотрят, обычно, прямо перед собой и в стороны ("А" - на рис.1), либо проговаривают мысленно внутренний диалог, и тогда смотрят влево вниз ("Ад" - на рис.1) .

      Итак, Вы можете определить репрезентативную систему своего собеседника по тому, в каком направлении чаще всего направлен его взгляд, то есть какой системой он чаще пользуется.

      Эта схема движений глаз характерна для правшей. У левшей обычно проявляется все наоборот, то есть смена левой позиции на правую. Иногда и у правшей могут наблюдаться такие же изменения. То есть существуют некоторые индивидуальные расхождения со стандартной схемой.

      Продолжим теперь о визуалах. Их можно также определить по некоторым признакам поведения.

      В отличии от кинестетиков, они не стремятся к тактильному контакту, в основном сохраняя дистанцию в отношении собеседника. Визуалы стараются держаться напротив партнера, смотреть прямо на него. Темп речи быстрый, торопливый, обычно, они говорят громко, на высоких интонациях. Заметно напряжение в шее, плечах, животе. Дыхание не глубокое. Цвет кожи бледный. Визуалы чаще кинестетиков следуют моде, им важно иметь красивую одежду, интерьер квартиры и офиса. Они обладают тонким эстетическим вкусом. Любят красивые подарки, комплименты. Любят ходить в музеи, театры, на выставки, устраивать светские приемы. Итак, их система ценностей несколько отличается от той, что имеют кинестетики, люди более основательные, склонные к более глубокому общению, ставящие на первое место телесный комфорт и предпочитающие светским раундам отдых на природе.

      Визуалы схватывают информацию "налету" и быстро ее усваивают, но также легко могут ее забывать. Они склонны "охватывать взглядом" одновременно много вещей, идей, суммировать их в голове и потом анализировать их по частям. В своей речи визуалы больше используют зрительные образы: "Сегодня так ярко светит солнце. Лужайка во дворе выглядит чудесно. Я представляю, как можно было бы организовать здесь пикник". Самый яркий пример, когда визуал по телефону говорит, вместо "я слышу, я понял", "я вижу".

      Другой стиль мышления имеют аудиалы. Они имеют линейное, последовательное мышление. Основной особенностью поведения аудиалов является их многоречивость. Они могут не слушать своего собеседника, важно, чтобы они говорили сами и слушали их. У аудиалов ровный ритмичный темп голоса, четкие резонирующие интонации. Они имеют ровное мускульное напряжение, делают малозаметные ритмические движения. Например, помахивают ногой в такт или похлопывают ладонью. Дышат ровно, грудью, обычно с долгим выдохом. В своей речи аудиалы используют слуховые образы: "Дождь шумит за окном. В такую погоду лучше послушать дома музыку, чем шлепать по лужам. Слышите, как воет ветер в трубе?".

      Нужно отметить, что среди населения, в основном, встречаются кинестетики и визуалы. Они составляют чуть ли не 90% популяции, остальное приходится на аудиалов. Понятно, что редко можно встретить доминирование какого-то одного способа мышления, в основном, преобладает смешанный тип мышления, такой как визуально-кинестетический. Можно объяснить, почему аудиалы встречаются намного реже. С раннего детства мы воспринимаем на слух огромное колличество информации. В результате у многих людей этот канал восприятия просто блокируется, срабатывает естественная защитная реакция. Вы наверное встречали во многих семьях такой феномен, когда дети не слышат своих родителей, хотя те могут звать их много раз и кричать на них? Как это происходит? У детей выработалась защитная реакция в ответ на крик родителей, они фильтруют звуковые сигналы таким образом, что замечают только более значимые и приятные для себя. Поэтому аудиальная репрезентативная система хорошо развита у людей таких профессий, которые требуют хорошего слуха, либо постоянной речевой практики. Это могут быть музыканты, писатели, переводчики, ди-джеи, звукорежиссеры и другие.

      Следующая страница