• Семейные системы в теории Боуэна и отражение идей слияния в языке и мифологии

    • Расположение людей на континууме

      В зависимости от расположения не континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы [1] :

      1. 0 - 25% - Слияние
        • Недифференцированная эго масса семьи (или общества)
        • Не отличают чувства от фактов
        • Полностью ориентированы на отношения
        • Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержания отношений в гармонии
        • На жизненные цели энергии нет
        • Если одобрения не находят, то уходят в себя или борются с системой отношений. в которой их не полюбили
        • Жизненно важные решения принимают на основе текущего чувства
        • Пытаются привести систему отношений в состояние баланса, ощутить комфорт и избавиться от тревоги
        • Не способны поставить конкретных отдаленных целей, кроме как "хочу быть счастливым" и так далее
        • Зависимы от родителей, затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать
        • Не могут адаптироваться
        • Много симптомов и кризисов
        • Имеют проблемы со здоровьем, социальные и финансовые сложности
        • Проблемы носят хронический характер
        • Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, они удовлетворены
      2. 25 - 50% - умеренная дифференциация "я"
        • Начало дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем.
        • Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки
        • Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации я, если высокая - как при слабой
        • Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения.
        • Чувства выражают более открыто, чем на первом уровне.
        • Ориентированы на то, что подумают другие, стремясь завоевать друзей и одобрение.
        • Самооценка зависит от других.
        • Успех в работе зависит и достигается с помощью статуса в отношениях, а не за счет качества самой работы.
        • Целостное "я" плохо развито. Говорят "Я чувствую, что…" перед любым псевдо философским утверждением. Апеллируют к туманным авторитетам: "согласно правилам", "научно доказано", "испокон веков известно", выдергивают нужную информацию из контекста.
        • Интеллект, в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и так далее может быть хорошо развит.
        • Интеллект, в приложении к личным вопросам, недостаточно развит и в их личной жизни царит хаос.
        • Здесь находятся прилежные ученики и революционеры. Революционер восстает против существующей системы, но ему нечего предложить взамен.
        • Крайний вариант открытых чувств. Они хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации чувств. Они открыто эмоционально зависимы от другого, очень чувствительны, воспринимают настроение, проявления и позицию другого и отвечают открыто, прямо выражая чувства или действуя импульсивно.
        • Всю жизнь ищут идеальных близких отношений. Находят слияние, реагируют дистанцированием и отчуждением, что затем стимулирует следующий цикл поисков близости или депрессию и отчуждение, или поиск новых систем отношений.
        • Демонстрируют большое количество проблем: полный набор физических болезней, эмоциональных болезней и социальных дисфункций.
        • Эмоциональные расстройства включают: внутренние проблемы невротического уровня, депрессию, расстройства поведения и нарушения характера.
        • Склонны к алкоголизму и наркомании, чтобы снизить тревогу.
        • Демонстрируют импульсивное, безответственное поведение.
      3. 50 - 75% - хороший уровень дифференциации "я".
        • Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве как команда.
        • Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе.
        • Хороший уровень развития целостного "я".
        • В период низкой тревоги люди применяют логическое мышление. чтобы развить убеждения, взгляды и принципы, которые они затем используют в моменты высокой тревоги и паники для контроля над эмоциональной системой.
        • Дифференциация "я" имеет здесь тонкую градацию: от людей, которые знают, что есть лучший выход и способ действия, но их интеллект плохо сформирован, и они все равно ведут себя подобно людям на втором уровне - до людей с наиболее развитым Целостным "я", которые контролируют свою эмоциональную систему.
        • Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира.
        • Их эмоциональная жизнь удовлетворяет гораздо больше.
        • Они могут жить эмоциональной полноценной жизнью и разделять свои эмоции с другими, зная, что если возникнет необходимость, они легко смогут выпутаться, используя логическое мышление.
        • Могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать.
        • Менее ориентированы на отношения.
        • Имеют цели в жизни.
        • Меньше зависят от того, что думают другие.
        • Способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не имея необходимости нападать на убеждения других и защищать свои.
        • Адекватная самооценка.
        • Брак - функциональное партнерство.
        • Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных "я".
        • Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, без необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей.
        • Позволяют детям вырасти и построить собственные "я". не пытаются слепить их по своему образу и подобию.
        • Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим побед.
        • Могут успешно взаимодействовать с другими людьми и хорошо себя чувствуют, когда находятся одни.
        • Хорошо справляются с различными жизненными ситуациями.
        • Свободны от большинства проблем.
      4. 4. 75 - 100%
        • уровень дифференциации "я" скорее гипотетический, чем реальный.

      Итак, Боуэн считает, что причины различных эмоциональных расстройств, а также конфликты, дисфункции в браке кроятся в низком уровне дифференциации, то есть в слиянии эмоциональной и интеллектуальной сферы. Боуэн намеренно использует термин "эмоциональное заболевание" вместе классического термина "психическое заболевание" не случайно. Изменение в терминологии подчеркивает важную идею в теории Систем Боуэна [1]. Эмоции в таком понимании относятся к автоматическим процессам, управляющими жизнью на всех уровнях, от клеточного до социального. Боуэн объясняет это следующим образом: "Эмоциональное функционирование включает в себя силы, которые в биологии определяются как эмоциональные и чувственные состояния, и силы управляют системами взаимоотношений. В широком смысле, эмоциональная система управляет жизненными процессами всех живых существ". (Bowen, 1975) .

      Какие же факторы оказывают влияние на уровень дифференциации?

      Следующая страница

      Мартынова Ольга Сергеевна