Итак, тревога повышается в семье в ответ на нарушение ее привычного функционирования, гомеостаза. Тогда включаются защитные механизмы, которые стремятся вернуть систему в прежнее равновесие.
Например, к таким защитным механизмам относятся треугольники отношений. Боуэн считает, что из-за нарастания тревоги люди не могут длительное время иметь диадное общение, как правило, разговор переключается на что-то третье - это может быть любая тема. Например, родители обсуждают ребенка или свой совместный бизнес и так далее. Подключение третьих лиц снимает напряжение в диаде и служит способом снизить тревогу. Не случайно жена часто плохо относиться к свекрови, а муж - к теще. Тревога проецируется за пределы пары на ребенка или других членов семьи. Часто объектом тревожных проекций становятся старшие дети в семье, но если уровень тревоги и других негативных эмоций в семье очень высок, то достается и остальным детям. В таком случае ребенок становится "треангулированным", то есть включенным в родительские взаимодействия. С помощью такой включенности разряжается напряжение между супругами, а ребенок становиться носителем какого-либо симптома. Например, родители ссорятся и беспокоятся по поводу агрессивного поведения ребенка в школе, что позволяет им не общаться по поводу собственных супружеских проблем. Соответственно, чем глубже проблема между супругами, тем хуже ведет себя ребенок.
В процессе терапии Боуэн делал акцент именно на диадном общении и откровенно засыпал, когда внимание переключалось на другие темы, например других членов семьи.
Другие способы справляться с тревогой - это дистанцирование, конфликт или даже эмоциональный разрыв, когда уровень тревоги становиться не выносимым. Примеры эмоциональных разрывов: эмиграция, развод, ребенок уехал от родителей и перестал с ним общаться, разрыв дружеских отношений, разрыв между семьями. Это крайний вариант справиться с возросшими негативными чувствами. Чаще всего дистанция в отношениях регулируется с помощью конфликтов. Так, пациентка рассказывала мне, что у нее общение с мужем стало прекрасным после развода, и длились спокойные стабильные отношения 10 лет, пока они вторично не поженились. Что с ними произошло? Развод установил границу в их общении, по каким-то причинам сближение повышало эмоциональное напряжение в их браке. Когда происходит конфликт, то люди какое-то время меньше общаются, то есть устанавливается необходимая для нормального функционирования каждого дистанция. Когда конфликт исчерпан и супруги помирились, то начинается процесс сближения, при этом эмоциональное напряжение растет, поскольку границы в их отношениях не простроены, и снова они начинают друг другу мешать нормально функционировать.
Пример эмоционального дистанцирования в отношениях, когда люди продолжают жить вместе, но ведут себя как соседи. Так, дочь запирается в своей комнате и неделями может не общаться со своей матерью, избегая, таким образом, эмоционального давления с ее стороны. Или муж становится трудоголиком, либо проводит в компании время гораздо больше, чем со своей женой. Дистанцирование, частые конфликты и эмоциональные разрывы в браке также являются отражением слияния в системе семейных отношений.
Если симбиотические отношения или отношения слияния приносят так много проблем, то почему же люди к этому так стремятся?
Как уже было сказано выше, тесные отношения в семье часто являются защитным механизмом семьи, позволяющей ей справляться с внешними стрессами. Но есть и другие причины.