Часто в дисфункциональных, то есть в плохо функционирующих семьях может быть перепутана семейная иерархия, например, когда бабушки и дедушки выполняют роль родителей ребенка или эту роль берут на себя старшие дети. В таких случаях задача терапевта - выяснить функцию такого поведения и восстановить обычную иерархию в семье, возвращая родителям их роли. Например, пациентка обратилась ко мне с запросом, что ей никак не удается устроить свою личную жизнь. При этом у нее есть ребенок от первого брака, которого она оставила заботам своей мамы. В процессе терапии мы выяснили, что пациентка фактически эмоционально не отделилась от матери, что сыграло свою роль в первом не успешном браке и мешало ей строить отношения с мужчинами сейчас. Чтобы как-то уйти от эмоционального давления со стороны мамы, неосознанно женщина вместо себя оставила ей своего ребенка, таким образом, получив большую степень свободы. Далее психотерапевтический процесс был построен на решении проблемы сепарации, то есть эмоционального отделения пациентки от ее мамы.
Если есть треангулированный ребенок, то есть ребенок, за счет симптоматического поведения которого снижается уровень тревоги и напряжения родителей, то задача терапевта "вытащить" ребенка из этого взаимодействия и увеличить дистанцию так, чтобы ребенок мог функционировать относительно автономно от родителей, после чего будет возможно заниматься супружескими проблемами.