• Краткое описание терапевтического случая "Если родители сильные критики"

    • Дальнейшая терапия

      История про "злую маму" и молодого человека, с которым девушка боится расстаться, оказалась историей про трудности сепарации, то есть отделения ребенка от родителей, как следующего этапа его взросления, в силу того, что девушка включена в супружеский (родительский) конфликт. Поскольку она находится в коалиции с отцом против мамы, то часть маминого гнева достается и ей. Терапевт начал вытаскивать ребенка из супружеского конфликта и выстраивать отношения отдельно с каждым из родителей. Терапевт также обнаружила за маминой критикой позитивные намерения и приписала критику особому складу личности, что превратило маму из монстра в человека уязвимого и страдающего.

      Терапевт дала пациентке инструкцию, как наладить отношения с молодым человеком. Молодой человек остался и в дальнейшем принял участие в терапии.

      В силу напряженных отношений с мамой, пациентка делала своего молодого человека "хорошей мамой" для себя, в результате чего их партнерские отношения превращались в психотерапию или в отношения родитель - ребенок, эмоциональное напряжение при этом резко возрастало, и отношения могли разрушиться, не выдержав такой эмоциональной нагрузки и ожиданий. В то же время, молодому человеку нравилась роль "спасителя" или "покровителя", так как он чувствовал себя значимым, нужным в этих отношениях.

      Далее терапевт проводила линию позитивного переформулирования поведения мамы, находились способы установления доверительных отношений между мамой и дочерью, и постепенно отношения между ними стали ровные. Девушка начала проявлять заботу о маме и относиться к ней с большим сочувствием. Она перестала воспринимать критику мамы на свой счет и научилась отделять себя от маминого настроения. Когда их отношения улучшились, то и поток критики значительно сократился. Более того, родители начали оплачивать часть учебы девушки, что раньше они отказывались делать. Мама стала с большим сочувствием относиться к проблемам дочери, более радушно принимать у себя дома ее молодого человека.

      Злобное поведение бабушки было объяснено с позиции ее тяжелой судьбы, и также были найдены позитивные намерения, стоящие за этим поведением. Бабушка, как и мама оказались вполне заботливыми и даже опекающими.

      Молодые люди обсудили, как им улучшить свое материальное положение, и когда они реально смогут пожениться. Была назначена дата - через год, полтора. Мы также обсудили с пациенткой, как ей выстроить отношения с будущей свекровью, которую она, мягко говоря, побаивалась. Обсудили позицию молодого человека в отношениях между его родителями и девушкой.

      Когда отношения между мамой и пациенткой стали улучшаться, то удалось перевести отношения молодого человека и девушки из разряда "психотерапевтических" в разряд партнерских.

      Таким образом, терапевт помог выстраивать диадные отношения: мама - дочь и девушка - молодой человек, а также были рассмотрены взаимодействия в треугольниках: мама - дочь - отец, мама - девушка - молодой человек, мама - дочь - бабушка, будущая свекровь - девушка - молодой человек.

      В конце терапии изменились поведение пациентки и ее внешность. Она стала вести себя более уверенно, более уверенно стала заявлять о свои правах, интересах, начала модно одеваться, стала позволять себе тратить деньги на красивую одежду. Если раньше ей хотелось быть серой мышью, чтобы ее меньше замечали, так как она считала себя недостойной (то есть ее самооценка была явно снижена), то теперь ей хотелось, чтобы на нее обращали внимание, и в первую очередь ее молодой человек. Она поняла, что может относиться к себе с уважением и даже чем-то гордится.

      Следующая страница

      Мартынова Ольга Сергеевна