• Краткое описание терапевтического случая "Если родители сильные критики"

    • На чьей стороне терапевт?

      Терапевтическая позиция должна быть нейтральной, то есть терапевт не должен вступать в коалицию с отдельными членами семьи против других. Это не так просто, особенно когда работаешь с целой семьей. Семья обычно пытается сделать терапевта своим членом, каждый из членов семьи стремится заполучить симпатию психолога и сделать его защитником своих интересов в борьбе с другими.

      Если бы в данной истории я начала сочувствовать пациентке и осуждать маму и бабушку, то мне никогда не удалось бы ей помочь. Можно было бы долго бесполезно с ней встречаться, так как на уровне семейного взаимодействия ничего бы не менялась, а я лишь бы помогала пациентке укреплять оборону против бабушки и мамы. Чтобы помочь пациенту, нужно посмотреть на ситуацию глазами осуждаемого, исключенного члена семьи, понять его мотивацию поведения.

      Если бы я объединилась с пациенткой, сочувствуя ей, то тем самым я бы сказала ей: "Я буду для тебя лучшей мамой". Но психолог не может заменить пациенту членов его семьи. Задача семейной терапии в том, чтобы помочь пациенту изменить взаимодействие с членами семьи, учитывая интересы каждого, делая систему этих отношений более гармоничной.

      Если не учесть семейной динамики, тех посланий, которые получает ребенок от своих родителей, а сосредоточиться только на внешней стороне предъявляемой проблемы, то может быть даже удастся временно улучшить состояние пациента, однако симптом может вернуться, как только пациент окажется в старой системе отношений, взаимодействий в семье. Поэтому и в процессе семейной терапии могут быть свои спады, обострения симптома. Например, только пациент благодаря терапии почувствовал себя уверенно, набрался смелости сделать какой-то самостоятельный шаг, неодобряемый, к примеру, родителями. Тут же родители могут вмешаться так, что у него может надолго пропасть желание делать что-то самостоятельно. При этом вся эта система коммуникации не осознается членами семьи. Казалось бы, что такого в том, что мама отругала своего взрослого сына за то, что тот не достаточно качественно делает ремонт. Но после этого и без того инфантильный (не самостоятельный) пациент сообщает, что ему не хочется делать что-то по дому, так как мама все критикует. Мама хочет, чтобы сын наконец-то стал самостоятельным, в то же самое время лишая его этой возможности. Для чего-то ей нужно, чтобы он оставался для нее маленьким ребенком. Когда родитель по отношению к ребенку испытывает противоречивые чувства, желания, то он посылает ему двойные послания, содержащие в себе, взаимоисключающие требования, например: "Стань взрослым (вербальная часть). Только попробуй что-нибудь испортить (невербальная часть, грозный вид) ". При этом всегда сильнее действует невербальная часть послания и ребенок ей и следует. Ведь лучше чего-то не сделать, чем быть наказанным или проигнорированным, что тоже является наказанием, за то, что сделал что-то не так. Родители же удивляются, почему ребенок не делает то, что они ему говорят.

      Роль терапевта - исследовательская. Он наблюдает за эмоциональным процессом, происходящем в семье, и приводящем к тем или иным проблемам у пациента и с помощью специальных психологических методов пытается на этот процесс воздействовать.

      Мартынова Ольга Сергеевна