• Профилактика компьютерной зависимости у детей и взрослых

    Практический опыт работы с клиентами показывает, что к созданию компьютерной зависимости склонны люди, обладающие следующими чертами:
    • Вообще есть склонность к зависимостям. Кроме зависимости от компьютера, интернета, могут одновременно еще наблюдаться одна или две другие зависимости. Например, зависимость от еды — булимия, алкоголизм или бытовое пьянство, наркозависимость, зависимость от табакокурения. Помимо химических зависимостей, возможна также зависимость от определенного человека, отношений.

    • В свою очередь те, кто создают разного рода зависимости, часто имеют трудности в общении, склонность к тревоге, страхам или депрессии.

    Зависимость создает некую иллюзию ухода от проблем реального мира. В случае с компьютерной зависимостью, человек из реального мира старается уйти в виртуальный мир.

    Если речь идет о детях, то основной профилактикой зависимости ребенка от компьютерной игры и общения в социальных сетях, могут быть меры во время принятые родителями.

    У ребенка должны быть возможности для социализации, общения. Родители создают ребенку условия при которых он может встречаться с друзьями, ходить с ними на разные мероприятия, гулять, приглашать в гости. Если у ребенка есть трудности в общении, то ему нужно посещать психологические группы общения при детских психолого-медико-социальных центрах, а также кружки, в которых он мог бы общаться со сверстниками. Нужно также развивать у ребенка чувство меры в отношении самых разнообразных вещей. Чувство меры могут определять следующие правила, которым семья старается следовать: разные игры, просмотр фильмов и мультиков возможен тогда, когда ребенок уже закончил свои основные дела, типа уроков и уборки своей комнаты. Желательно, чтобы компьютерная игра или фильмы не отнимали у ребенка больше одного часа в день, иначе будет страдать зрение и остальные виды его деятельности. Многим родителям нравится тишина в квартире, пока дети смотрят кино или играют на компьютере. Но эта тишина со временем начинает творить зло: ребенок все больше и больше уходит в виртуальный мир. При этом его друзья, школа, кружки отходят на второй план и первое место в увлечениях и времяпровождении начинает занимать телевизор и компьютер. Этот процесс можно объяснить не только с психологической точки зрения, что ребенок свои трудности в учебе и в общении со сверстниками пытается компенсировать с помощью компьютерных игр, в которых он весьма преуспевает. С точки зрения физиологии, строения головного мозга человека, также объясняется постепенной уход от социальной жизни и нарастание деградации личности как ребенка, так и взрослого человека. Компьютерные игры, мультики и фильмы способны загрузить одновременно левое и правое полушарие головного мозга человека, так как содержат в себе яркие зрительные образы, обращенные к правому полушарию и вербальную информацию, обращенную к левому полушарию. При такой «загрузке» мозгу требуется время, чтобы восстановить нормальную работу рецепторов нервных клеток. Особенно дети ощущают перевозбуждение и не могут во время остановить игру. Если родители находятся в это время на работе и ребенок дома один, тогда лучше вообще не иметь дома компьютерные игры. Во всяком случае, уходя на работу, родитель должен быть уверен в том, что его ребенок способен самостоятельно контролировать то время, которое он отдает компьютеру.

    Дети всему верят и понимают все буквально. Достижения в компьютерных играх - набранные баллы, пройденные уровни - все это они считают своим подвигом, заслугой и чувствуют себя героями. Ребенку нужно объяснять, что реальные достижения намного важнее, чем виртуальные. Реальные достижения - это оценки в школе, награды за разные конкурсы, внешкольная жизнь ребенка, его участие в разных соревнованиях, Олимпиадах, посещение различных кружков и секций. А компьютерная игра - это всего лишь один из видов отдыха, а не подвиг.

    Также профилактикой компьютерной зависимости ребенка является структурирование свободного времени, занятость ребенка в разных кружках, его внешкольная деятельность.

    Чтобы не создавать зависимость от одного вида деятельности и детям и взрослым нужно иметь разные виды отдыха и возможности для снятия стресса не вредящие здоровью. Например, это может быть общение, разные виды спорта, музыка и так далее. Таких занятий, среди которых могут быть и легко доступные способы снятия стресса, типа прогулки, общения, чтения книг должно быть минимум три, возможно и больше.

    Мартынова Ольга Сергеевна
    Reply Follow