• Заключение

      Я думаю, что внимательные читатели уже вполне осознали, что жаргон – явление далеко не временное и преходящее. Конечно, можно рвать на себе волосы и падать в обморок, обнаружив, что язык большинства школьников весьма далек от литературной нормы. Можно также вызывать родителей в школу, чтобы побеседовать о "чистоте речи", можно заниматься художественной росписью в дневниках… Но нужно ли? В предыдущих разделах статьи мы уже говорили о том, какую практическую пользу может извлечь учитель из "дикого" языка своих питомцев. Вкратце напомню:

      1.Привлечь жаргонную лексику в качестве дидактического материала на уроках русского языка и литературы.

      2.Возможность разобраться, чем занимаются и увлекаются ваши ученики вне школы, каков круг их общения, кому они стремятся подражать.

      3.Анализ кличек и эпитетов, которыми награждают любимых преподавателей ученики и студенты, тоже может дать немало материала для размышлений.

      Есть и еще один немаловажный аспект, на который стоит обратить внимание при анализе молодежной лексики. Как правило, поупотреблению жаргона можно частично определить, насколько подросток (это утверждение верно именно для подросткового возраста) уверен или неуверен в себе. Употребление сленговых слов и выражений дает прежде всего ощущение сплоченности, принадлежности к группе, защищенности. И чем больше подросток бравирует сленгом, чем большее количество ситуаций он старается охватить, используя жаргонную лексику, тем с большей долей вероятности можно утверждать – он неуверен в себе и ищет защиты, поддержки. Есть подростки, которым вообще в силу развитости, начитанности, воспитания претит употребление жаргонных слов. Но только небольшая часть из них способна пойти "против течения" и общаться со сверстниками, не используя сленг. Эти люди, как правило, уверены в себе и почти не нуждаются в поддержке со стороны. Но на такой "подвиг" способны от силы 10% этой группы подростков. Остальные слишком стремятся слиться с группой, быть своим, не выглядеть "белой вороной". Их можно распознать по "натужному", неестественному, чаще всего бессмысленному употреблению сленга. Более того, в их речи жаргонизмы выглядят "инородным телом", и в потоке речи встречается от силы 7-8 сленговых слов. Этим ученикам в первую очередь нужна помощь преподавателя, который помог бы понять и принять себя, а заодно и помог выработать собственный взгляд на сленг.

      И в заключение мне бы хотелось привести высказывания самих подростковмолодежном сленге. В 1999 году газета питерских подростков "Пять Углов" провела среди своих читателей опрос под названием – "Зачем подросткам свой язык". Вот некоторые их высказывания:

      Интересно, если бы Тургенев жил в наши дни, казался бы ему русский язык столь великим и могучим? Скорее всего, он назвал бы его многострадальным. Боюсь, что скоро образцы лексически грамотной русской речи останутся только в произведениях классиков и будут понятны лишь единицам.

      Я знаю немало людей, которые просто не могут не использовать в разговоре различные жаргонные словечки. Причем подобные слова-паразиты не несут в себе абсолютно никакой смысловой нагрузки. Они служат больше для связи отдельных слов и выражений. Смотреть жалко на таких "продвинутых" подростков, когда под влиянием обстоятельств им приходится изъясняться на нормальном русском языке, например, на уроке литературы. Неужели же столь необходимо, отдавая дань моде или еще неизвестно чему, сводить свой словарный запас к такому минимуму, что становится невозможно связно выражать свои мысли?

      Катя ДРАНИЦЫНА

      Наш сленг - не болезнь языка, а источник самобытности. Благодаря ему школьная дружба имеет свой голос, а это очень важно. Без этих специальных слов мы испытывали бы неудобства в общении, недостаток времени для выражения мыслей на переменах, да и вообще речь наша была бы намного скучнее.

      Однако не всем нравится то, что мы употребляем нашу спецлексику. Взрослые, сильно озабоченные своими проблемами, часто не в состоянии воспринять плюсы сленга, а лишь привычно упрекают нас в нечуткости к другим и извращении русского языка.

      Я же умею разграничивать время на пригодное, когда сленг уместен, и неподходящее. Когда душа летает, сленг не нужен, и тогда я, как белый лист, стою на ветру. Я и небо…

      Юрий БИРАЛОВ, 262-я школа

      Часто мои друзья делают такое замечание, если кто-нибудь в их присутствии ругается матом. Общаться с таким человеком уже нет никакого желания.

      Молодежный жаргон совсем другое. Но следует честно признать, что и в нем довольно много слов, заимствованных или перекликающихся с блатной лексикой. У некоторых ребят речь настолько перегружена "блатнячком", что в разговоре он буквально давит на тебя, выбивает из колеи, портит настроение. Лично у меня к такому человеку сразу пропадает интерес, хотя сама я в компании со сверстниками говорю не на "литературном русском".

      Наташа ГРАЧЕВА

      Одни используют этот лексикон, чтобы выделяться из общей массы, другие - чтобы почувствовать себя более уверенно, третьи хотят быть как все, то есть не быть белой вороной.

      На мой взгляд, сленг нужен подросткам для того, чтобы действительно как-то отличаться от взрослых и не быть похожими на них. По-моему, это абсолютно безобидно, если молодежь вместо общепринятых, устарелых слов использует какие-то новые, интересные выражения собственного изобретения.

      Кстати, многие взрослые неплохо знают, а некоторые даже используют подростковый сленг. Может быть, хотят выглядеть моложе?

      Дария АЛЕКСАНДРОВА

      Интересные высказывания, не правда ли? На мой взгляд, педагогу и родителям есть что почерпнуть из них и задуматься. Это еще один штрих к портрету загадочного молодого поколения. Давайте всмотримся в этот портрет повнимательнее, и скажем им: "Здравствуй, племя младое, незнакомое"… И пусть оно станет хоть на чуточку ближе и понятнее!

      Жигунова Наталья Геннадиевна
      ( Лондон)
      Friday, October 17, 2003, 4:04 PM .
      22859 views.
      Reply