• Профилактика компьютерных зависимостей у детей

    Компьютерная игра - настолько увлекательная игра для ребенка, затрагивающая мифологический пласт его сознания, то есть воздействующая на бессознательном уровне, что ребенка бывает трудно оторвать от компьютера. Легко можно забыть про уроки, друзей, домашние обязанности и погрузиться в виртуальный мир на много - много часов. Так постепенно у детей формируется зависимость от компьютерных игр.

    В то же время, любой цивилизованный человек должен быть знаком с компьютером. В частности, компьютерные игры, позволяют ребенку овладевать компьютером, тренируют его внимание и скорость реакции. Чтобы избежать возникновения у ребенка компьютерной зависимости, нужно сразу установить определенные рамки: сколько времени можно проводить за игрой, почему вредно заниматься этим долго. Можно объяснить, как именно устроена компьютерная игра, почему она так увлекательна, то есть раскрыть секрет, заложенный в игре. Можно сказать, что длительное занятие компьютерными играми может плохо сказываться на зрении, на мышлении, при этом придется еще объяснять, что такое мышление.

    С самого начала знакомства с компьютером и играми, нужно приучать ребенка к определенному этикету, так же, как за обеденным столом. Нужно объяснить, что существуют такие правила: играть можно столько-то времени, потом нужно следовать обычному распорядку дня.

    Часто сами родители сажают детей смотреть мультики, кино по телевизору или разрешают играть на компьютере, лишь бы дети не лезли к ним, не отвлекали от других дел. Между ребенком и родителем возникает негласное правило: "ты меня не беспокоишь - я даю тебе время поиграть". В результате, потребность в эмоциональном контакте с родителем, начинает восполнять компьютерная игра - а это уже хорошая почва для создания зависимости. Внешне в семье все тихо и спокойно, ребенок ведет себя хорошо, не хулиганит, ничего не портит, он просто переместился в виртуальный мир.

    Так, ко мне за консультацией обратилась семья, в которой пасынок - сын мужа от первого брака, не мог найти контакт со своей мачехой, постоянно с ней конфликтовал. Дело дошло до взаимных оскорблений. Мачехе не нравилось отсутствие нормального воспитания у ребенка - он неряшливый, грубо разговаривает. Поскольку в семье был еще и общий маленький ребенок, то заниматься воспитанием трудного подростка всем было некогда. Мальчик стал пропадать с друзьями в компьютерном клубе, либо запирался в своей комнате и сидел часами в интернете. Он запустил учебу. С одной стороны родители беспокоились за него, но с другой стороны, семья получала очевидную выгоду от того, что подросток сидит в компьютере, не хамит, не мусорит. Было бы хорошо, если бы он вообще жил отдельно.

    В конченом итоге, этой семье, все же удалось договориться о правилах поведения подростка, о взаимном приятии и уважении.

    Другим примером, могут быть родители, которые боятся отпускать детей на улицу. Вдруг там с ними что-то случиться: попадут в плохую компанию или еще чего. Опять же, спокойнее, когда ребенок сидит дома, пусть даже за компьютером.

    Для нормального развития подростка необходима компания, общение со сверстниками.

    Ценности, которые ребенку прививают родители с детства, знание о вреде наркотиков, сигарет и алкоголя, должны помочь подростку не переступать определенную черту.

    Нормальная самооценка у подростка может помогать ему отстаивать свои интересы, свое "я" и быть независимым от толпы. Чтобы сверстники тебя принимали, не обязательно курить в компании и пить пиво. Пусть меня любят и принимают таким, каков я есть.

    Таким образом, уже с раннего детства, когда ребенок знакомится с окружающим миром и узнает, что такое компьютерные игры, родители должны установить определенные правила обращения, поведения в связи с этими играми. Так же, как они объясняют ребенку, что розетки в квартире опасны - может убить током, что спички лучше не трогать, и газ зажигать вместе с взрослыми.

    Мартынова Ольга Сергеевна
    Reply Follow