• Что делать, чтобы ребенок хотел учиться

    Многие родители сталкиваются с проблемой, что в подростковом возрасте или даже уже в начальной школе дети не хотят учиться, делать уроки, начинают прогуливать школу. В отчаянии родители могут жаловаться учителям, что не справляются со своим ребенком. Можно заранее подумать о том, как общаться с детьми, чтобы поддерживать у них интерес к учебе. В младшем школьном возрасте познавательная активность очень высока. Чтобы не отбить у ребенка желание учиться, нужно в первую очередь, хвалить его, поощрять, показывать, что вы гордитесь его успехами в школе. Со временем школьная жизнь может превратиться в рутину, если дети не участвуют в конкурсах, олимпиадах, исследовательских проектах. Ребенку нужны достижения. Некоторые дети начинают самоутверждаться в виртуальной реальности, набирая там баллы и становясь «супер героями». Поэтому достижения должны быть в реальной жизни. Деятельность ребенка с момента его рождения, всего его игры, должны быть на его возраст и немного постарше. Когда ребенок сам или с помощью взрослого справляется с трудными заданиями, то он начинает гордиться собой и у него продолжает развиваться познавательная активность. В дошкольном возрасте это различные игры и занятия на свой возраст и возраст постарше: на полгода — год. Регулярные занятия с ребенком прививают ему еще и привычку к учебе. В школьном возрасте мотивация к учебе поддерживается за счет школьных успехов и участия ребенка в решении каких-то сложных задач. Это могут быть, как уже написано выше, различные конкурсы, олимпиады, проекты. Тогда учеба становится уже чем-то гораздо более разнообразным и став победителем в каком-нибудь конкурсе, дети чувствуют свою успешность и желание учиться еще лучше, чтобы достичь большего.

    Другим важным мотивирующим к учебе фактором является понимание собственных целей, для чего нужна учеба. Сначала об этом ребенку рассказывают родители. Например, что закончив школу, он поступит в какой-нибудь институт, станет хорошим специалистом, будет зарабатывать много денег, заниматься любимым делом и так далее. Собственный пример родителей тоже при этом очень важен. Со временем эта идея становится внутренней, то есть интериоризируется, и на вопрос: «Зачем тебе учиться?». Ребенок будет отвечать, чтобы потом поступить в ВУЗ и освоить профессию. Сами себя дети могут мотивировать к учебе, когда они ярко представляют свою цель, как картинки, звуки, ощущения. Чтобы им в этом помочь, можно предложить нарисовать свое будущее, то, к чему они стремятся, а также подумать и записать те шаги, которые нужно делать для достижения своей цели уже сейчас.

    Кроме того, дети становятся более ответственными, когда им не дают готовых решений о том, что они должны делать, а задают им вопросы. Например, если ребенок получил плохую оценку, можно посочувствовать и спросить его, что он с этим будет делать. Когда дети сами находят ответы на вопросы и принимают решения, то в этот момент, они начинают отвечать за себя и свои поступки. И наоборот, чем больше давит и настаивает взрослый, тем меньше ребенок отвечает как за свое поведение, так и за свою учебу. Вся ответственность лежит при этом на родителе.

    Что делать, когда ребенок уже перестал учиться, начал пропускать школу? Сначала нужно разобраться в причинах вместе. Если не получается самим, то на помощь придет школьный или семейный психолог. Исходя из причин такого поведения, можно попытаться заключить с ребенком так называемый «Поведенческий контракт». Поведенческий контракт — это письменного соглашение между взрослым и ребенком о том, что ребенок берет на себя определенные обязательства и, выполняя их, он получает от родителей ряд поощрений. Если же обязательства не выполняются, то поощрения постепенно по одному убираются, но совсем без внимания и похвал оставлять ребенка нельзя. Контракт также должен учитывать и компенсировать причины плохого поведения ребенка. Например, девочка не любит дома делать уроки и постоянно отвлекается на игры с младшим братом. Она посчитала с мамой сколько времени будут занимать у нее уроки, если она перестанет отвлекаться и будет во время начинать их делать. Это они записали в их договоре. Также мама с дочерью долго обсуждали, какие поощрения хотела бы получать девочка. Оказалось, что по выходным она хотела бы дольше гулять с друзьями, получать денежные вознаграждения, которые бы она тратила на разные материалы для своего творчества и так далее. Все поощрения были прописаны в этом контракте. По оценкам дочери и отзывам учителей ее мама понимала, на сколько хорошо та выполняет домашние задания. Если девочка ленилась и плохо делала уроки, то поощрения постепенно убирались. Таким образом, уделяя больше времени урокам, девочка стала хорошо учиться. Ей нравилось, что ее все хвалят. Она стала чувствовать себя более уверенно и мотивация к учебе стала намного выше.

    Такой поведенческий контракт работает в тех случаях, когда он соблюдается с обоих сторон.

    Таким образом, желание учиться может воспитываться родителями в детях с самого раннего возраста.

    Ответить Подписаться