• Как стимулировать познавательную активность и мотивацию ребенка к учебе

    Психолог Л.С.Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития ребенка. Это те умения и навыки, которые есть у ребенка его возраста плюс умения и навыки для более старшего возраста, например, на полгода – год старше. Соответственно все занятия, игрушки, развивающие игры с ребенком должны быть для его возраста плюс немного старше. Когда ребенок с помощью взрослого справляется с более сложными заданиями, его за это хвалят, поощряют, то это является стимуляцией его познавательной активности. Начиная с младшей школы, дети уже могут участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, делать проекты тоже с помощью родителей и преподавателей, и эта деятельность также входит в зону их ближайшего развития и поддерживает мотивацию к учебе. Похвалы, поощрения, подарки также стимулируют ребенка и помогают поддерживать нормальную самооценку, уверенность в себе.

    Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не в его пользу. Например, Маша уже выучила все буквы, а ты даже азбуку открыть не хочешь. Такие сравнения не мотивируют, а лишь снижают самооценку ребенка и учат его завидовать другим.

    Мотивировать ребенка нужно позитивно, помогая ему строить цели и добиваться их, обсуждать с ним, как это будет здорово, когда у него это получится и помогать ему в этом.

    Мотивация должна быть внешней и внутренней. Внешняя мотивация – это различные похвалы и поощрения. Она должна быть позитивной, а не негативной в виде угроз и описаний отрицательных последствий. Если, например, ребенок не любит делать уроки, придумайте ему поощрения в виде призов. Он мог бы собирать коллекцию кукол, машинок, камней, наклеек и так далее. Каждый раз, когда он хорошо выполняет домашнее задание, он получает поощрение, либо он получает призы, подарки в конце неделе по результатам успехов в школе. Если ребенок нарушает, взятые на себя обязательства, например, получил плохую оценку в школе, плохо себя вел на уроках и переменах, не сделал домашнее задание, то поощрения по одному убираются. Постепенно поведение ребенка меняется, ему приятно получать хорошие оценки, приятно, что его хвалят, его самооценка растет и он начинает потом работать уже просто за похвалы. Внутренняя мотивация постепенно формируется у ребенка, когда вы объясняете и рассказываете ему, для чего он учится в школе, как он может использовать полученные знания, обсуждаете с ним поступление в институт, а также рассказываете о разных профессиях. В конечном итоге, у ребенка формируется положительный, привлекательный образ его будущего в виде картинок, звуков и ощущений, который тоже будет его мотивировать к учебе.

    Таким образом, ребенок активно осваивает окружающий мир и когда наступит подростковый возраст и ведущей деятельностью станет общение с группой сверстников, его мотивация к учебе будет сохраняться, он будет чувствовать себя успешным, благодаря своим достижениям. Успешность в реальной жизни также является профилактикой компьютерных зависимостей. Часть детей, которые в реальности чувствуют себя неуспешными, погружаются в виртуальную реальность и начинают реализовывать себя в компьютерных играх, зарабатывая в этих играх очки и другие поощрения.

    Не заставляйте ребенка что-то делать, с маленькими детьми любые занятия легко превратить в творчество и интересную игру. Скажите своему ребенку, что мы сейчас с тобой будем играть в интересную игру и начните его учить и хвалить, когда у него это получается. Помогайте ему преодолевать трудные для него задания. Если он наотрез отказывается, попытайтесь заинтересовать и придумайте поощрения. Либо на время можно что-то отложить и заняться другой деятельностью, а потом вернуться к старым заданиям.

    Помните о том, что вы сами являетесь для ребенка наглядным примером. Если вам хочется, чтобы он начал читать, а не сидел в гаджетах, то читайте больше сами, превратите это в ритуал, например, чтение книг перед сном.

    Учите своих детей самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Старайтесь внимательно слушать своего ребенка, сочувствовать его переживаниям, предоставлять ту информацию, которая ему еще не известна, устанавливать рамки и правила, но не стремитесь всегда давать готовые решения. Вместо готовых решений задавайте ребенку вопросы. Например, что нам делать с этими разбросанными на полу игрушками?

    Посмотри, твои брюки испачкались, что ты с ними будешь делать? Ребенок задумается и сам предложит решение. В тот момент, когда ребенок сам находит решения, ответы на вопросы, он будет на себя ответственность. Об этом подробнее вы можете прочесть в книге по воспитанию детей авторов Фабер, Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали».

    Развивающие игры для дошкольного и младшего школьного возраста:

    • Развитие внимания и памяти: сравни картинки, запомнить картинки, расположение картинок или предметов на столе (потом что-то убрать или поменять местами), игра «Мемо», «Медвед», «Барыня», повторить на слух ряд чисел, запомнить и повторить слова, пройти лабиринт, сложить мозаику, пересказать текст, выучить стихотворение.
    • Развитие мышления: Игра 4 лишний, классификация предметов, логические задачи, понимание переносного смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов. Отгадывать и придумывать загадки, сказать, в чем главная идея произведения, сказки, в чем мораль.
    • Развитие мелкой моторики: лепка из глины и пластилина, рисование, конструкторы, копирование узора по клеточкам.
    Reply Follow