• Неспособность к обучению или… просто другое мышление?

    Ребенок сидит за столом и с тоской смотрит на страницу учебника. Тяжело вздыхает и пытается прочитать все сначала. Еще раз и еще… Наконец он сдается: зовет родителей (или захлопывает учебник и убегает гулять). Родитель снисходительно читает условие задачи (начало параграфа, тему сочинения), и дальше происходит до боли знакомый почти каждому родителю (учителю, воспитателю) диалог:

    Родитель: - Ну, и что тебе тут непонятно? Вот смотри, все же нарисовано (Или: вот же правило, читай внимательно) !
    Ребенок: - Не понимаю я!
    Родитель: - Да ты просто не хочешь понимать! Русским же языком написано, ты что, читать не умеешь?
    Второй родитель (бабушка, дедушка, тетя, соседка) : - Ну вот смотри, я тебе покажу. Надо так, так и так. Понял?
    Ребенок: - Нет. Ты непонятно объясняешь, совсем как учительница!
    Родитель: - Ну что тут непонятного?! Все же просто! Почему это Вова (Катя, Маша, Петя) все сразу схватывают, а ты не можешь? Учительница-то у вас одна!
    Ребенок ударяется в слезы или кричит в ответ: - Ты плохая (плохой)! И вообще, не буду больше учиться. Не пойду завтра в школу!

    Вам знакома эта ситуация? Такие войны повторяются в вашем доме почти каждый раз, когда дело доходит до уроков? При этом вам лично не составляет труда разобраться в чертеже, схеме или прочесть описание и Вы искренне не понимаете, почему ребенок не может этого сделать, ведь в школьном учебнике все разжевано до мельчайших деталей? Учителя жалуются, что несмотря на все их старания и желание объяснить, ребенок продолжает делать глупейшие ошибки и скучать на уроках? Вы постепенно приходите к выводу, что вам "не повезло" - Ваш ребенок неспособен к обучению, и это непоправимо? Но это не так! Скорее всего, ваш ребенок обладает типом интеллекта, который не учитывается школьными учебниками.

    Несмотря на обилие новых методик и новаторских подходов в педагогике, большинство школ (а соотвественно, и учебных пособий) ориентированы на детей, которые:

    1. Замечально усваивают материал на слух
    2. Бегло читают, мгновенно понимая текст
    3. Легко разбираются во всевозможных графиках и схемах
    4. Умеют и любят решать математические задачи
    5. Обладают развитым логическим мышлением.

    То есть, школа ориентирована больше всего на аудиальную и логическую стороны мышления. Или, по определению Говарда Гарднера, профессора психологии из Гарвардского университета, они созданы для людей с лингвистическим и логическим (математическим) типом интеллекта. А всего типов интелекта семь! И согласно последним данным, полученным детскими психологами, два вышеназванных типа не являются преобладающими среди современной молодежи, не говоря уже о подростках и младших школьниках. То есть, большинство остается за бортом. Удивительно ли в таком случае, что диалоги, как две капли воды похожие на приведенный в начале, поворяются изо дня в день во множестве семей?

    Жигунова Наталья Геннадиевна
    Reply Follow