Проективные тесты удобны для определения эмоционального состояния клиента.
Одна из задач школьного психолога – умение повысить мотивацию учащихся к учебе, научить ставить цели и достигать их.
Поскольку дети, как правило, очень любят рисовать, то тест "Рисунок будущего" является подходящим инструментом для того, чтобы ученик начал задумываться о своем будущем, ставить для себя цели и разрабатывать планы.
Дети не так часто задумываются о будущем, особенно в младшем школьном возрасте. Обычно они просто радуются настоящему. Но все же, начиная с 7 лет, можно предлагать ребенку нарисовать свое будущее.
Методику "Проективный тест "Рисунок будущего" можно использовать среди учащихся 1–11-х классов как диагностическую и психокоррекционную, позволяющую ребенку переосмыслить цели своей учебы, найти в ней личный смысл и стремиться добиваться своих целей.
Также "Рисунок будущего" может отразить эмоциональное состояние ребенка в данный момент. В сочетании с тестом "Школьной тревожности" Филипса, "Рисунок будущего" может помочь определить уровень тревожности, эмоционального напряжения ребенка и даже помогает понять, есть ли у данного ученика мысли о смерти. Люди, имеющие депрессивные и суицидальные наклонности, как правило, не могут представить свое будущее, а если представляют, то исключительно в негативном ключе, в темных тонах, со сниженным фоном настроения. Обычно они не строят планов на будущее.
Методика состоит из нескольких этапов.
Возможно, ребенок еще не определился с профессией, но он может нарисовать себя в роли студента, нарисовать свои мечты и желания.
Некоторые дети думают о нескольких профессиях и отражают это в рисунке, изображают свои разнообразные планы на жизнь.
По рисунку сразу становятся понятны ценности, цели, стремления ребенка, его внутренний мир, способность к рефлексии, то, насколько у него получается что-то планировать.
Кроме содержания, можно оценить характер исполнения рисунка.
Слабые линии, стереотипные рисунки характерны для детей, имеющих задержку психического развития, неврологические проблемы.
Сильный нажим на карандаш, штриховка, выходящая за контур, бывает у эмоционально лабильных, тревожных детей.
Множество резких линий свидетельствуют о высоком эмоциональном напряжении.
Нечеткие, неровные линии бывают, когда слабо развита мелкая моторика руки.
Прорисовка множества деталей и украшательство характерны для истеричных, демонстративных личностей.
Можно также оценить, в каких цветах выполнен рисунок – в радостных, теплых (желтый, синий, розовый, красный, зеленый, голубой) или в темных, тревожных (серый, черный).
Для детей это тоже бывает трудно, но многие начинают рассказывать, что станут взрослыми, самостоятельными, будут зарабатывать деньги, создадут свою семью. Кто-то начинает рассказывать, какие профессии ему нравятся. Просторы детской фантазии безграничны. Например, одна девочка в начальной школе нарисовала себя на кровати и сказала, что хочет быть испытателем кроватей. Ее работа заключалась бы в том, что она лежала на кровати до тех пор, пока та не сломается. Возможно, любой из нас, время от времени хотел бы иметь такую работу.
Некоторые дети советуют себе хорошо учиться, поверить в себя, полюбить себя и так далее. Эти пожелания можно записать на том же листочке.
План должен состоять минимум из 3 пунктов.
Нужно помогать ребенку в составлении плана.
Например, многие дети говорят: "Нужно хорошо учиться". А что именно надо делать, чтобы хорошо учиться? Выполнять домашние задания, слушать на уроках учителя, читать книги и так далее.
Мы говорим им, что цели и планы со временем могут меняться, это планы на ближайшее будущее.
План они пишут на листочке с рисунком будущего. В первом классе дети свои планы и цели проговаривают устно.
Когда ребенок выстраивает свои цели на будущее и составляет план на ближайшее время, то учеба обретает для него личностный смысл, то есть у него появляется смыслообразующий мотив деятельности.
Кто-то отвечает, что это могут быть проблемы со здоровьем, но большинство учащихся говорят, что помешать может собственная лень.
Тогда обсуждаем, как можно с ленью бороться.
Психолог предлагает ребенку снова представить свое будущее ярко и отчетливо, и затем спрашивает:
– Когда ты представил себе будущее, тебе хочется к нему стремиться?
Ребенок говорит, что, конечно, он хочет. Это и является способом справиться с ленью и мотивировать себя.
Когда ученику лень выполнять домашнее задание и вообще стараться, нужно подумать о своем желаемом будущем, о том, ради чего все делать. Надо представить, что мечта сбылась, как это выглядит, яркую картинку, почувствовать радость от этого, попробовать "поймать" звуки и ощущения. Для ученика это способ самомотивации.
С некоторыми классами мы собирали рисунки в одну большую папку, создавая так называемую "капсулу времени", которая хранится в классе несколько лет. Например, второклассники выполнили рисунки будущего и передали их классному руководителю. Через два года, во время Выпускного вечера в 4 классе, они смогут эти рисунки достать и посмотреть, что из намеченных планов они сделали, подумать о том, что они хотели раньше и к чему стремятся теперь. Также могут поступить и дети средней, старшей школы: сделать рисунки будущего, а потом открыть их на своем Выпускном.
Анализ рисунков
На основании содержания, цветов рисунка, характера линий мы строим диагностические гипотезы, которые потом проверяем с помощью беседы с ребенком и, возможно, других тестов. Отбираем те рисунки, которые нас настораживают, по поводу которых возникают вопросы.
Рисунок № 1, где много перечеркнутых линий, сплошной хаос и надпись "Я не знаю", буквально кричит о том, что ученику трудно представить свое будущее, у него не развита саморефлексия, высок уровень тревоги и эмоционального напряжения. Психолог должен предложить ребенку и его родителям консультацию и дополнительную диагностику.
Обращает на себя внимание и рисунок № 2, где мальчик нарисовал себя за компьютером, но перечеркнул и себя, и ПК и трижды написал "Играть". Здесь чувствуются избыточное увлечение компьютерными играми и тревожность.
На рисунке № 3 надпись – "Киберспорт".
Дети, чрезмерно увлеченные компьютерными играми, обычно рисуют себя за компьютером и связывают свое будущее с индустрией создания компьютерных игр, или хотят стать профессиональными геймерами. Нужно беседовать с их родителями о том, как много времени ребенок проводит в компьютере или в телефоне, есть ли у него друзья, во сколько он ложится спать, выполняет ли домашнее задание, и проводить беседы на тему профилактики компьютерной зависимости.
Есть рисунки, по которым уже четко видно, чего хочет ребенок в будущем, и понятно, что у него есть мотивация к учебе, он умеет ставить цели и добиваться их, так как рядом с картинкой он пишет подробный план. Ученики занимаются саморефлексией и понимают, что для них важно в жизни, к чему они стремятся. Но это характерно не для всех, и во время диагностического и психокоррекционного занятия психолог помогает детям выстраивать цели.
Например, Вася говорит о том, что в будущем хочет зарабатывать много денег.
– А что ты готов для этого делать?
Вася понимает, что он должен получить профессию, а для этого нужно закончить институт. А чтобы поступить в институт, нужно хорошо учиться и сдать экзамены. Потом можно обсудить, что ученик готов делать прямо сейчас ради достижения этой цели в будущем. Мы это обсуждаем, и потом Вася записывает подробный план.
Некоторые ученики, которые испытывают сильный стресс в своей семье, не могут представить и нарисовать свое будущее, оставляют чистый лист бумаги. Также чистый лист может означать просто нежелание выполнять задание. Психолог должен помочь ученику увидеть свое будущее, начать ставить цели и что-то планировать. У ребенка должен появиться образ будущего и желание добиваться поставленных целей. В этом заключается психокоррекционная работа.
Метод позволяет учащимся осознать свои планы на будущее, учит ставить цели и достигать их, планировать свои действия, повысить мотивацию к учебе.
Методику "Рисунок будущего" можно применять как индивидуально, так и в группе детей, в классе.