• Глава 3. Стратегия реагирования на критику

      Одно из фундаментальных утверждений в НЛП заключается в том, что "Не существует такого явления как неудача; существует только обратная связь" [2].

      Неуверенный в себе человек обычно боится сделать что-то не так, совершить ошибку, так как в ответ он ожидает услышать критику, смех, издевательства. При этом он еще заранее мысленно создает эту ситуации неудачи, от чего пугается еще больше.

      Надо сказать, что большинство людей реагируют на критику мгновенными неприятными ощущениями.

      Хотя можно попытаться научиться относится к критике более рационально, используя ее как возможность научиться чем-то новому, возможность для совершенствования своих качеств и своего общения с другими людьми. Ошибка - это тоже возможность учиться чему-то новому.

      Для этого мастера НЛП [2] разработали специальный метод реагирования на критику:

      1. Подумайте о каком-нибудь приятном воспоминании. Например, как вы отдыхали последний раз или любом другом.

      2. Представьте мысленно образ себя, как вы собираетесь учиться методу отношения к критике. Мысленно наблюдайте себя со стороны.

      3. Мысленно диссоциируейтесь от критики. То есть вас сейчас будут критиковать и вы видите себя в ситуации, связанной с критикой только со стороны, так как если бы вы видели своего двойника.

      Например, вы можете представить себе картинку как в комиксе, в которой нарисованы вы и тот человек, который говорит вам что-то негативное (это может быть как критика, так и оскорбления, неприятные действия и так далее).

      4. Постарайтесь понять, что в этой картинке может задевать вашего двойника больше всего: интонации высказываний, их содержание или то, как этот человек выглядит, его мимика.

      Потом постарайтесь представить, что образ этого человека вместе с его голосом исчезает и остается только текст его слов, напечатанный на бумаге (или как рисуют в комиксах, текст в кружочке над головой).

      5. Глядя на этот текст, постарайтесь его проанализировать и понять, насколько процентов эта критика справедлива, а насколько она не справедлива. Например, 50 на 50 или 60 на 40 и так далее.

      6. Взвесив степень справедливости критики, постарайтесь также понять мотивы этого человека, из каких соображений он так говорит.

      7. Теперь нужно принять решение об ответной реакции. Подумайте, как вашему двойнику лучше реагировать в такой ситуации так, чтобы с самого начала чувствовать себя комфортно. Например, можно сразу начать рационально анализировать критику или подойти к этой проблеме с чувством юмора. Главное, чтобы двойник при этом чувствовали себя хорошо и не наносили вред окружающим. То есть, если ему захочется стукнуть или оскорбить в ответ этого человека, такой поступок будет считаться не экологичным и его нужно будет пересмотреть.

      8. Когда вы придумаете оптимальную реакцию для этой ситуации, мысленно прокрутите ее в своей голове, подумайте, что ваш двойник тогда будет чувствовать, и как этот человек будет реагировать.

      Если двойник чувствует себя не вполне комфортно, то продолжайте эту реакцию совершенствовать, мысленно ведя диалог с этим человеком.

      9. Представьте, как теперь вы будете действовать в будущем, в похожей ситуации, используя новый опыт.

      10. Повторение. Полезно повторить стратегию хотя бы три раза. Каждый раз можно брать какую-нибудь другую ситуацию, связанную с критикой, любую, из того, что вы можете вспомнить, из любого прошлого опыта. Начиная с пункта 3, вы трансформируете каждую из этих ситуаций.

      11. Теперь, ассоциируейте, то есть войдите внутрь той части себя (своего двойника), которая изучала этот метод ( часть, которую вы диссоциировали в пункте 2, представляя себя со стороны)

      12. С помощью этого метода вы можете переработать негативные воспоминания из своего прошлого.

      13. Представьте, как в будущем вы применяете этот метод в ситуациях, связанных с критикой.

      Резюме [2]:

      1. Вмонтируйте стратегию в диссоциированном состоянии.
      2. Диссоциируйтесь от критики.
      3. Создайте диссоциированное представление содержания критики.
      4. Оцените критику, если нужно, собирая информацию.
      5. Решите, как отреагировать.
      6. Обдумайте изменение будущего поведения.
      7. Повторение.
      8. Восстановите ассоциацию с частью себя, обучившейся этой стратегии.

      Применение этого метода позволит вам более спокойно относиться к критическим замечаниям и другим неприятным ситуациям, например, к оскорблениям, с которыми вы можете сталкиваться в своей жизни.

      Мартынова Ольга Сергеевна
      (Москва)
      суббота, 27 октября 2007 г., 0:28 .
      17987 просмотров.
      Ответить