• Глава 4. Повышение собственной самооценки

      Многие люди привыкли негативно себя оценивать. Например, девушка может считать, что с такой полной фигурой, она никогда не добьется успеха в жизни. Ей не приятно представлять себя, она не довольна собой. Или мужчина может думать о том, что у него какой-то неправильный голос, из-за этого он не может выступить перед аудиторией, ему кажется, что его голос как-то не так звучит.

      Многие пациенты, приходя на прием к психологу, прекрасно понимают, что им нужно научиться любить себя такими, какие они есть, но они не знают, как это сделать.

      Существует множество специально разработанных в психологии, и в частности в НЛП, методов для того, чтобы разрушить негативное представление о себе и повысить свою самооценку.

      Метод "взмаха" [1] или представление целой цепочки "взмахов" - это только один из способов повысить свою самооценку.

      1. Определите образ-указатель. Подумайте о проблемной ситуации, которая больше всего вас беспокоит. Например, почему вы не довольны собой. Может быть, вам не нравится, как вы выступаете или ведете переговоры и так далее.

      Представьте, с чего обычно начинаются ваши неприятные ощущения. Возможно, вы что-то негативное говорите самому себе. Какой при этом вы создаете образ?

      Например, это может быть образ неуспешного выступления, провала на экзамене.

      Условно, этот образ мы назовем картиной номер один.

      2. Рассеивание внимания. Теперь, постарайтесь отвлечься от этого образа: посмотрите вокруг себя, обратите внимание на предметы, которые находятся рядом с вами, на звуки, которые вы сейчас слышите. Вы можете также посмотреть, что происходит сейчас на улице или мысленно сосчитать до 100.

      3. Создание собственного положительного образа. Подумайте о противоположных примерах, вспомните случаи, когда вы не испытывали такой проблемы, а наоборот чувствовали себя очень хорошо, успешно, у вас хорошо что-то получилось сделать. Например, можно вспомнить свое поступление в институт или рождение ребенка или успешные переговоры, командировку или отличный отдых. Это приятное воспоминание должно сопровождаться очень хорошими чувствами. Эту картину мы условно назовем картиной номер два.

      4. Работайте над увеличением своего творческого образа. Мысленно войдите в картину номер два, как если бы это событие происходило с вами сейчас. Представьте его ярко и отчетливо, все, что в этот момент вас окружало, что вы слышали, о чем думали. Ощутите внутри себя хорошие чувства, связанные с этим приятным образом и постарайтесь их мысленно усилить внутри себя, приближая этот образ, делая его ярким, насыщенным.

      5. Рассеивание внимание. Теперь снова отвлекитесь, поглядите по сторонам, как вы это делали в пункте 2.

      6. Замена образов. Представьте теперь картину номер один. Как только у вас начинают появляться неприятные чувства, мысленно трансформируйте этот образ, представляя, что тот внутренний или внешний голос, который вы слышали, изменяется, как если бы вы крутили ручку радиоприемника или переключали программы телевизора, сам образ уменьшается в размерах и исчезает. В ту же секунду появляется сначала маленький, а потом все больше и ярче образ номер два. Мысленно вы входите внутрь этого приятного переживания и стараетесь усилить хорошие чувства, которые с ним связаны.

      7. Повторение. Теперь нужно опять рассеять внимание, как вы это делали в пункте два. После этого повторите процесс замены образов (пункт 6) два раза. После каждой замены образа нужно рассеивать внимание. Это нужно для того, чтобы не получился обратный эффект, когда позитивный образ начинает ассоциироваться с негативным.

      8. Новый ресурс. Теперь подумайте о другом приятном воспоминание, тоже связанном с очень хорошими чувствами. Это может быть воспоминание, когда у вас что-то хорошо получилось и вы гордились собой или когда вам было с кем-то приятно общаться и так далее. Это будет картина номер три. Войдите также в этот образ и постарайтесь усилить хорошие чувства с ним связанные, как вы это делали в пункте 4.

      Потом снова рассейте внимание (пункт 2).

      9. Замена образов. Теперь нужно повторить пункт 6 и после картины номер два, которую вы представляете ярко и отчетливо, усиливая внутри себя хорошие чувства, вы представляете как эта картина переворачивается и с другой стороны оказывается картина номер три. Теперь вы мысленно погружаетесь в хорошие чувства, связанные с картиной номер три, мысленно усиливая, представляя все, что окружает вас в этот момент, свои приятные мысли, какие-то звуки. Приятные образы могут также сопровождаться любимой мелодией или какими-то специфическими запахами, чувством вкуса, если они, конечно, уместны в этой ситуации.

      10. Рассеивание внимание. Повторите пункт два, отвлекаясь от всех этих образов и наблюдая то, что происходит сейчас вокруг вас.

      11. Повторение. Повторите пункт 9 еще два раза, после каждой замены образов нужно обязательно рассеивать внимание.

      12. Еще один ресурс. Представьте теперь мысленно еще какое-нибудь приятное воспоминание, как вы это делали в пункте 8. Это будет картина номер 4. После чего нужно рассеять внимание.

      13. Замена образов. Повторите замену образов, как вы это делали в пункте 9. После картины номер три представьте, как она отодвигается и появляется картина номер 4. Ощутите эту картину также ярко, как если бы это событие происходило с вами сейчас, мысленно усиливая внутри себя хорошие чувства.

      14. Рассеивание внимание и повторение. Отвлекитесь от созданных вами образом, как вы это делали в пункте 2. Повторите процесс замены образов еще два раза, как вы это делали в пункте 13, после каждого раза рассеивая внимание.

      15. Подумайте, вызывает ли теперь картина номер один какие-нибудь приятные ощущения? Если неприятные ощущения еще остаются, то шаг 13 можно повторить еще 5 раз, каждый раз рассеивая внимание.

      15. Подумайте, как теперь вы будете действовать в будущем в сходных ситуациях. Представьте мысленно себя в будущем с этими хорошими чувствами внутри. Представьте, как меняется в будущем ваше поведение.

      Такую цепочку "взмахов" можно использовать для борьбы с различными страхами и создания высокой самооценки и успешного поведения.

      В индивидуальной работе с психологом, изменяя поведенческие стереотипы, вы одновременно можете разобраться с первопричинами возникших проблем, анализируя семейное взаимодействие, погружаясь в детские воспоминания. Чтобы изменить негативный семейный сценарий и справиться с ранними травмами, идущими из детства, можно использовать как техники семейной терапии, так и метод НЛП, например метод "ре-импринта", а также Эриксоновский гипноз.

      Благодаря этой статье у вас появилась возможность попробовать на себе некоторые их этих методов. Если трудно самому проходить все шаги методики, вы чувствуете, что начинаете путаться, попробуйте это сделать с партнером или еще лучше, обратитесь за помощью к психологу.

      Литература

      1. "Миссия НЛП", С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер и др. (Независимая ассоциация психологов-практиков, 1998)
      2. "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами", К. Андреас, С. Андреас (Санкт-Петербург, "Ювента", 1994)
      Мартынова Ольга Сергеевна
      (Москва)
      Saturday, October 27, 2007, 12:29 AM .
      18058 views.
      Reply